1-й Инженерный мост


Первый Инженерный мост (бывший Летний мост) — автодорожный металлический рамный мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий остров Летний сад и Спасский остров. Объект культурного наследия России федерального значения.

Является продолжением западной (нечётной) набережной Фонтанки между Михайловским замком и Летним садом у истока Мойки. Образует ансамбль с расположенным рядом Пантелеймоновским мостом через Фонтанку. Рядом с мостом находится памятник Чижику-Пыжику[1]. Ниже по течению находится 1-й Садовый мост.

Находившийся на этом месте пешеходный деревянный мост с 1760-х годов назывался Летним, по Летнему дворцу Елизаветы Петровны[2]. Существующее название мост получил в 1882 году по находящемуся рядом Михайловскому (Инженерному) замку[3]. Михайловский замок получил второе название — Инженерного, когда при императоре Николае I в здании бывшей резиденции его отца Павла I разместилось военное инженерное училище, среди курсантов которого был будущий писатель Достоевский[4].

Первая переправа в этом месте появилась в 1710-х годах после переустройства русла Мойки. Новый деревянный мост был построен в 1760-х годах. В 18241825 годах на его месте по проекту инженеров П. П. Базена и Э. К. Клапейрона был сооружён новый арочный мост, который имел свод из чугунных облегчённых тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках, что обеспечивало лёгкость конструкции. Металлические конструкции моста изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и на заводе К. Н. Берда. Пролётное строение опиралось на опоры бутовой кладки, облицованные гранитом чистой тёски. Основания под береговые устои были выполнены в виде ростверка на сваях. Фасады арок украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов. Фонари изготовлены в виде пучков скрещённых копий, соединённых посреди переплетающимися венками[5].

Решётка перил моста, спроектированная П. П. Базеном (возможно, по рисунку архитектора Л. И. Шарлеманя) представляет собой короткие копья-дротики, соединённые горизонтальными тягами. Столбы решётки выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Решётка, установленная на мосту в 1826 году, была повторена Л. Шарлеманем для южной ограды Летнего сада[6].

Мост простоял около 120 лет и в 1946 году движение по мосту было закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролётного строения. В 19521954 годах мост был перестроен, чугунный свод заменён стальной преднапряжённой рамой с криволинейно очерченным ригелем и с железобетонной плитой проезжей части. Проект реконструкции разработал инженер института «Ленгипроинжпроект» Б. Б. Левин. Работы выполнило СУ-3 треста «Ленмостострой» под руководством инженеров К. В. Учаева и И. Е. Лившица[7]. При этом внешний облик моста был искажён.