Саки — Севастополь (автодорога)


Автодорога Севастополь (Северная сторона) — Саки (также Евпаторийская дорога) — путь сообщения в Крыму, общей протяжённостью 50,7 км, из них 8,17 км проходит по территории города Севастополь (67К-12[2]) и 41,9 км — по территории Республики Крым — 35К-009[3] (по украинской классификации Т-0104[4]). На 2020 год — асфальтированное в два слоя (8 и 5 сантиметров) шоссе с шириной проезжей части от 7 до 9 метров (обочины с обеих сторон от 2,5 до 3,75 метров)[5].

Существовала ли непрерывная дорога от Севастопольской бухты до Гезлёва (Евпатории) во времена Крымского ханства неизвестно, но уже на карте Фёдора Чёрного 1790 года такой путь, практически совпадающий с современным, уже отмечен[6]. Первое время участок дороги от Северной стороны до реки Бельбек совпадал с конечной частью дороги Симферополь — Севастополь: по нему дожен был проехать кортеж Екатерины II во время путешествия императрицы[7], в честь чего у шоссе на Северной стороне установили Екатерининскую милю. Долгое время основной тракт шёл вдоль самого берега моря на Евпаторию, оставляя Саки, которые до начала XX века оставались небольшой деревней, в стороне[8][9]. Шарль Монтандон в «Путеводителе путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами…» 1833 года писал, что из Севастополя напрямую в Козлов можно добраться на любом виде экипажа[10]. В своём путеводителе Мария Сосногорова пишет, что раньше это была почтовая дорога, но после Крымской войны статус утратила[11].

Военный публицист В. М. Аничков в двухтомном труде «Военно-исторические очерки Крымской экспедиции, составленные Генерального штаба капитаном Аничковым» сообщает, что высадившись 2 (12) сентября 1854 года в районе «евпаторийских озёр» (Кызыл-Яр и Богайлы), англо-французские войска двигались по этой дороге на Севастополь. Он же упоминает деревянный мост на Евпаторийской дороге через Альму в деревне Бурлюк, у которого развернулись главные действия сражения на Альме, поскольку здесь дорога по пологой лощине поднималась на высокий обрывистый берег. Мост был разрушен русскими сапёрами под вражеским огнём за 32 минуты[12]

Как просёлочная дорога из Евпатории в Севастополь значится в «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года»[13]. В путеводителе Сосногоровой 1871 года описана ровная и совершенно удобная большая просёлочная дорога., по которой Альму пересекали в брод. Далее, по сторонам дороги "...почти от самого Бурлюка виднеются везде виноградники, зеленеют сады". Через Бельбек дорога шла по мосту "почти у самого устья" и в 4 верстах от Северной стороны выходила на "большую севастопольскую дорогу"[11]. В «Практическом путеводителе по Крыму» Анны Москвич 1889 года утверждается, что дорога ранее была почтовым трактом, но к означенному году он был упразднён[14].