81-7036/7037


81-7036/7037 — модель электровагонов метрополитена, разработанная и выпускавшаяся с 2010 до 2011 года ОАО «Крюковский вагоностроительный завод». Вагоны модели 81-7036 — моторные головные, 81-7037 — промежуточные. Первая на Украине, оснащённая асинхронным тяговым электродвигателем[1].

В начале 2000-х годов был поднят вопрос о разработке более современного и технически совершенного метропоезда, чем уже эксплуатировавшиеся в Киевском метрополитене вагоны серии 81-717/714. В результате в 2000 году был создан электропоезд «Славутич», но его серийное производство налажено не было и Киевский метрополитен продолжал закупки устаревших вагонов с реостатно-контакторной системой управления.

Вторая попытка была предпринята в 2010 году на Крюковском вагоностроительном заводе, где был построен экспериментальный 3-вагонный поезд с асинхронным тяговым приводом и транзисторно-импульсной системой управления. В ноябре 2010 года состав прибыл в Киев для участия в выставке посвящённой юбилею Киевского метрополитена. Выставка проходила на территории ТЧ-3 «Харьковское». После окончания мероприятия состав был отправлен обратно на завод-изготовитель. В декабре 2010 года состав вернулся в ТЧ-3. В августе 2011 года было завершено строительство ещё двух вагонов, которые 23 декабря прибыли в Киев и были добавлены в состав, находящийся в ТЧ-3.

21 августа 2015 года его приобрёл Харьковский метрополитен и сейчас он работает в 5-вагонном исполнении на Салтовской линии.

Новым вагонам были присвоены следующие обозначения: головным — 81-7036, промежуточным — 81-7037. При изготовлении пяти вагонов из них собрали первый полноценный состав для проведения испытаний.

В новом составе применяются комплектующие, в основном, иностранного производства, изменилась компоновка подвагонного оборудования, на колёсных парах подвешены импортные ТЭД. Применение асинхронных ТЭД за рубежом давно стало распространённым явлением в технике. Асинхронные ТЭД, по сравнению с ТЭД постоянного тока, обладают более высоким КПД, меньшей массой (весом), а за счёт уменьшения количества трущихся деталей — меньшим износом (большей долговечностью). Оснащение состава асинхронными электродвигателями, обладающими по сравнению с ТЭД постоянного тока более высоким КПД, позволяет добавлять в состав прицепные (не моторные) вагоны (как это делалось в составах «Славутич») для снижения веса и, как следствие, экономии электроэнергии, которые, тем не менее, для данного состава произведены не были.