AAM-A-1 Firebird


Райан AAM-A-1 «Файрберд» (англ. Ryan AAM-A-1 Firebird — «Огненная птица») — американская управляемая ракета «воздух-воздух», разработанная ВВС США вскоре после окончания Второй мировой войны. Одна из первых в мире ракет класса «воздух-воздух», прошедших успешные испытания. Не была принята на вооружение из-за устаревания заложенных при разработке требований и ряда технических проблем.

Вторая мировая война продемонстрировала, что возможности обычных авиационных пушек и пулемётов более недостаточны для эффективного перехвата воздушных целей. Хорошо вооружённые, скоростные бомбардировщики вроде Boeing B-29 Superfortress были слишком сложными целями для атаки. Их высокая скорость и большой потолок чрезвычайно ограничивали возможные направления для атаки, а мощное, централизованно управляемое оборонительное вооружение с радиолокационным наведением представляло большую опасность для истребителей.

Выходом из положения могли бы стать управляемые ракеты. Армейские ВВС ранее уже разрабатывали управляемую ракету для поражения воздушных целей — Hughes JB-3 Tiamat — но после окончания Второй Мировой, эта разработка военного времени была сочтена недостаточно эффективной и в 1947 году работы над ней были окончательно прекращены.

Вместо неё, в 1946 году, армейская авиация США инициировала исследовательские работы по проекту MX-799. Целью проекта было изучение возможности создания управляемого авиационного вооружения. В 1947 году, Ryan Aeronautical[англ.] получила заказ на разработку для ВВС США управляемой ракеты-перехватчика истребительного базирования для поражения с большой дистанции тяжёлых скоростных бомбардировщиков.

AAM-A-1 Firebird была довольно небольшой по тем временам ракетой. Её максимальный вес составлял порядка 120 кг. Корпус длиной 2,29 м и диаметром 200 мм, собирался из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель и крылья размахом 0,81 м - из пластика. Система оснащалась четырьмя крестообразно расположенными поворотными крыльями и четырьмя крестообразными-же стабилизаторами в хвостовой части размахом также как и у крыльев 0,81 м.

В движение ракету приводил жидкостный двигатель[1], тягой 2,7 кН. Работа двигателя обеспечивала ракете активный полёт в течение 15 секунд и максимальную скорость до чисел Маха около 0,85. Для запуска ракеты использовался быстро выгорающий твердотопливный ускоритель тягой 12 кН и длиной 0,56 м.