Airco DH.2


Airco DH.2 — британский одноместный биплан, построенный по схеме с толкающим винтом. Использовался в качестве истребителя во время Первой мировой войны.

Появление во время Первой мировой войны самолётов-скаутов (одноместные перехватчики, отличные от двухместных разведывательных самолётов) с тянущим винтом потребовало от конструкторов разработки синхронизатора для стрельбы через винт. Антон Фоккер решил эту проблему в 1915 году — возможность стрелять сквозь винт дала его монопланам огромное преимущество перед самолётами Королевского лётного корпуса. Начался период немецкого господства в воздухе, известный как «бич Фоккера». Разработка синхронизатора в странах Антанты шла медленнее, и авиастроители прибегли к схеме с толкающим винтом, в которой двигатель устанавливается сзади фюзеляжа, а хвостовое оперение выносится на хвостовых балках. В таких двухместных пулемётных самолётах (слово «истребитель» вошло в обиход позднее) пулемётчик получал необходимую зону обстрела. Примерами таких самолётов являются Vickers F.B.5, Airco DH.1 и Royal Aircraft Factory F.E.2.

Airco DH.1 был создан Джеффри де Хэвилендом в качестве одноместного скаута, который должен был быть быстрее и манёвреннее двухместных самолётов, сохраняя при этом хороший обзор для пилота. Вооружение DH.2 составил один пулемёт Lewis, установленный спереди.

Самолёт был принят на вооружение 24 эскадрильей королевского лётного корпуса в феврале 1915 года. В результате эта эскадрилья стала первой в мире эскадрильей одноместных истребителей, вооруженной однотипными самолётами. DH.2 и RAF F.E.2 быстро превзошли монопланы Фоккера, что помогло корпусу получить воздушное превосходство в начале битвы на Сомме. Например, майор Лайонел Риз был награждён крестом Виктории за бой 1 июля 1916 года, когда он на своём DH.2 атаковал 10 немецких самолётов.

Поначалу ходили слухи, что DH.2 обладает склонностью к сваливанию, но Хоукером была разработана техника выхода из штопора и проведено обучение пилотов. Это обучение придало пилотам уверенности в бою и дало решающее преимущество перед ранними Fokker. Тем не менее, другую проблему DH.2 решить было практически невозможно: от ротативного двигателя периодически отваливались цилиндры, что приводило к катастрофическим последствиям для лётчика и машины.

Как и многие другие машины королевского корпуса, DH.2 долго оставался в строю даже после окончательного устаревания — Великобритания не имела подходящей альтернативы для замены старой техники, и в результате многие пилоты и машины были потеряны. Особенно сильные потери пришлись на весну 1917 года. Майор Хоукер, летавший на DH.2, погиб в бою с Манфредом фон Рихтгофеном 23 ноября 1916 года.