Bergepanther


«Бергепантера» (нем. Bergepanther), полное обозначение «Бронированная ремонтно-эвакуационная машина „Пантера“» (нем. Bergepanzerwagen Panther) — германская бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) периода Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники машина носила индекс Sd.Kfz.179. Была создана в марте—июне 1943 года на шасси среднего танка Pz.Kpfw.V «Пантера» и предназначалась для эвакуации бронемашин тяжёлого класса, таких как сама «Пантера» и «Тигр»[⇨].

В ходе серийного производства, продолжавшегося с июня 1943 и до февраля или апреля 1945 года было выпущено, по разным данным, от 290 до 347 «Бергепантер»[⇨], применявшихся германскими войсками на всех фронтах, где действовали тяжёлые бронемашины. После войны некоторое число БРЭМ этого типа использовалось армиями Чехословакии и Франции[⇨].

В начальный период Второй мировой войны германским танковым войскам удалось создать отлаженные ремонтно-эвакуационные службы для имевшегося танкового парка, вплоть до 20—25-тонных машин семейств Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV[5]. Однако при проектировании среднего танка[сн 1] «Пантера» и тяжёлого танка «Тигр», имевших массу, соответственно, 45 и 57 тонн, Управление вооружений упустило из виду необходимость создания адекватных средств их эвакуации[6][7].

Начало эксплуатации новых машин в конце 1942 — начале 1943 года показало, что даже самые мощные 18-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.9 не справляются с этой задачей: даже на твёрдой поверхности для буксировки одной «Пантеры» обычно привлекались две машины, чтобы избежать поломки их трансмиссий, а в менее благоприятных условиях это число могло возрастать до четырёх, для эвакуации «Тигра» же обычно требовалось от трёх до пяти тягачей[5][8]; нередко Sd.Kfz.9, сколько бы их ни привлекалось, оказывались вовсе неспособны извлечь застрявший танк[3], вдобавок, использование нескольких машин часто приводило к повреждению их рам[7]. Ситуация лишь усугублялась неудовлетворительной надёжностью «Пантер» и «Тигров» и ухудшением стратегической обстановки: отступающим германским войскам приходилось бросать значительное количество новых танков, будучи не в состоянии их эвакуировать[5][7].

Управление вооружений не игнорировало вопрос эвакуации тяжёлых машин полностью: ещё в 1942 году было заказано переоборудование нескольких шасси V.K.36.01 в бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) V.Kz.35.01 для поддержки подразделений «Тигров», однако нет никаких свидетельств, что этот заказ был действительно выполнен[9].