Boeing E-3 Sentry


Боинг E-3 «Сентри» (англ. Boeing E-3 Sentry) — американский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛОиУ). Первый полёт совершил 31 октября 1975 года. Состоит на вооружении ВВС США, Великобритании, Франции и Саудовской Аравии. До конца серийного производства в 1992 году построено 68 самолётов.

В конце 1960-х годов в США была принята концепция обороны страны, согласно которой обнаружение бомбардировщиков противника должно было осуществляться на дальних подступах загоризонтными РЛС наклонно-возвратного сканирования пространства. При приближении бомбардировщиков для более точного определения их положения и оперативного наведения истребителей должны были использоваться самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (AEW — Airborne early Warning) и самолёты обнаружения и наведения (AEW&C/AWACS, ДРЛОиУ). Позднее требования военных были расширены.

Первый прототип самолёта AWACS, созданный фирмой «Боинг» на базе планера грузового самолёта Боинг-707-320, получил обозначение EC-137D; он совершил первый полёт 5 февраля 1972 года. Всего было построено две опытные машины. В серию пошли самолёты E-3A, которых было заказано 34.

В дальнейшем самолёты неоднократно модернизировались, в том числе и находящиеся в эксплуатации. Третья фаза модернизации, проводившаяся в 1990-х годах (проект Block30/35) предусматривает модернизацию оборудования и дооснащение системами, позволяющее выполнять как радиотехническую разведку (станция РТР AB/AYR-1) в пассивном режиме, так и интеграция этой станции в комплекс наведения и управления, с целью беззапросной классификации целей по характеру сигналов их источников высокочастотного излучения.

В Великобритании самолёт получил наименование «Сентри — AEW.1». Самолёты этой модификации имеют универсальную систему дозаправки в воздухе, работающую как с телескопической штангой американских авиатанкеров, так и с европейской системой «шланг-конус». Также, эта машина дооснащена станциями коротковолновой тропосферной связи и станциями радиотехнической разведки. Самолёты с несколько изменённым составом оборудования в варианте E-3F служат в ВВС Франции.

Основу комплекса АВАКС составляет мощная РЛС кругового обзора, антенна которой расположена в обтекателе, в верхней части фюзеляжа. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Обтекатель наклонён вниз на 6 градусов для улучшения обтекаемости, и помимо своей основной функции также служит для отвода избыточного тепла от аппаратуры самолёта, наклон антенны от горизонта компенсируется электронным способом. Сама антенна имеет гидравлический привод. Подсистема обработки данных с БЦВМ 4PiCC-1 (разработки IBM) обеспечивает устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей. Самолёты типа "бомбардировщик" обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над горизонтом — до 650 км от самолёта.