CFM International LEAP


CFM International LEAP (Leading Edge Aviation Propulsion, с англ. — «передовая авиационная силовая установка») — семейство перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлёте от 14 тонн, разработанных корпорацией CFM International[1].

В 2005 году на основе CFM56 компания CFM начала разработку новой серии двигателей под обозначением LEAP56. В 2008 году было принято решение о переработке проекта и переименовании в LEAP-X. В 2012 году производитель удалил обозначение «-X» из названия модели. Испытания двигателя LEAP начались в сентябре 2013 года[2].

Двигатель доступен в трех вариантах для разных моделей самолетов. Вариант LEAP-1A предназначен для Airbus A320neo, совершил свой первый полет 19 мая 2015 года из заводского аэропорта Airbus в Тулузе. В ноябре 2015 года двигатель, а в марте 2016 года A320neo с данным двигателем получили совместную сертификацию типа EASA и FAA. 21 июля 2016 года первый A320neo с LEAP-1A был доставлен турецкой авиакомпании Pegasus Airlines. LEAP-1A конкурирует с турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney PW1000G, который также устанавливается на A320neo[3].

Следующая модификация, CFM LEAP-1B, предназначена для Boeing 737 MAX. Так же, как и CFM56 в серии Classic и Next Generation, является единственным возможным для установки двигателем. Из-за гораздо более низкого шасси, чем у A320neo, Boeing был вынужден устанавливать двигатели с меньшим вентилятором, чем Airbus. Испытания LEAP-1B начались в июне 2014 году, первый испытательный полет прошёл 29 апреля 2015 г. на Boeing 747-100 GE Aviation, а первый полет на Boeing 737 MAX — 29 января 2016 года. В мае того же года двигатель получил сертификат типа EASA и FAA. Первый Boeing 737 MAX 8 был введён в эксплуатацию 22 мая 2017 года[3].

Третий вариант двигателя, LEAP-1C, предназначен для китайского среднемагистрального самолета Comac C919. Первый полет состоялся 5 мая 2017 года[3].

По состоянию на ноябрь 2011 года у компании CFM было 1192 заказа на LEAP-1A, 1876 — на LEAP-1B и 760 — на LEAP-1C. К февралю 2014 года в общей сложности было заказано около 6000 двигателей[4][5].