Commercial Resupply Services


Commercial Resupply Services (CRS) (букв. рус. Коммерческие услуги снабжения) — программа NASA по доставке грузов на Международную космическую станцию с помощью частных грузовых космических кораблей. Является производной программы Commercial Orbital Transportation Services (COTS) по развитию коммерческих транспортных систем для доставки грузов и экипажа на МКС.

Более 20 компаний подали заявки на участие в конкурсе, начатом NASA в 2006 году в рамках программы COTS, согласно которому победители поделят бюджет программы (500 млн долларов США) для разработки и демонстрации транспортной системы для доставки грузов на МКС[1].

В августе 2006 года было анонсировано, что победителями конкурса стали компании Rocketplane Kistler и SpaceX[2].

В сентябре 2007 года соглашение с Rocketplane Kistler было расторгнуто, в связи с невыполнением компанией утверждённых соглашением обязательств[3].

В феврале 2008 года, по итогам второго, дополнительного раунда конкурса, была выбрана компания Orbital Sciences Corporation[4].

22 декабря 2008 года были подписаны контракты с двумя компаниями, на общую сумму 3,5 млрд долларов США, для осуществления 20 миссий снабжения МКС. Контракт с компанией SpaceX, суммой 1,6 млрд долларов, был рассчитан на 12 миссий космического корабля Dragon, выводимого на орбиту ракетой-носителем Falcon 9. Контракт с компанией Orbital Sciences Corporation, суммой 1,9 млрд долларов, был рассчитан на 8 миссий грузового корабля Cygnus, который будет выводить на орбиту ракета-носитель Antares[5]. Оба контракта покрывали снабжение Международной космической станции вплоть до 2016 года включительно и подразумевали возможность их пролонгации. Каждый контракт предусматривал доставку на МКС как минимум 20 тонн груза.