Dassault Aviation


Dassault Aviation («Дассо́ Авиасьо́н»[4]) — французская аэрокосмическая компания, основанная в 1929 году Марселем Дассо. В компании работает около 12 тыс. человек, из них 10 тыс. во Франции. Является основным акционером в производителе военной электроники Thales.

В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год Dassault Aviation заняла 1279-е место[5]. По объёму продаж продукции военного назначения (на которую приходится 72 % выручки) компания в 2021 году занимала 20-е место в мире[6].

Основателем компании является Марсель Фердинанд Блох (Marcel-Ferdinand Bloch, род. 22 января 1892 года). В годы Первой мировой войны он разработал пропеллер с изменяемым шагом винта, которые широко применялись французской военной авиацией. Блох вновь занялся авиастроением в начале 1930-х годов, создав свою компанию, которая, в частности выпускала истребитель Bloch 150. В 1944 году Блох был арестован и провёл несколько месяцев в концлагере Бухенвальд[7][8].

После окончания Второй мировой войны Блох сменил фамилию на Дассо и основал новую компанию Avions Marcel Dassault («Самолёты Марселя Дассо»). В 1951 году компания начала производство реактивного истребителя Ouragan («Ураган»); за три года был выпущен 441 такой самолёт, в 1954 году ему на смену начался выпуск сверхзвукового Mystère. В этот период компания Дассо оставалась небольшой, её штат состоял в основном из инженеров, проектировавших самолёты, их производством занималось государственное предприятие Sud Aviation. В 1963 году была создана дочерняя компания l'Electronique Marcel Dassault по производству авионики. В том же году начался выпуск бизнес-джетов под брендом Falcon, в 1972 году для их продажи и обслуживания в США была создана Falcon-jet Corporation. В 1967 году была куплена французская авиастроительная компания Breguet Aviation (основана в 1911 году); в результате этого производственные мощности Avions Marcel Dassault расширились до 20 заводов, на компанию приходилось 35 % аэрокосмической продукции Франции. В начале 1970-х годов компания начала производство пассажирского самолёта Mercure, сходного по характеристикам с Boeing 737, однако в 1976 году этот проект был закрыт, было выпущено всего 10 машин[7].