Dassault Ouragan


Дассо MD-450 «Ураган» (фр. Dassault MD-450 Ouragan) — французский истребитель-бомбардировщик, первый серийный реактивный самолёт ВВС Франции. Совершил первый полёт 28 февраля 1949 года, поступил на вооружение в 1952 году. «Ураган» поставлялся на экспорт в Индию, Израиль и Сальвадор; все три страны применяли его в боевых действиях.

Франция, по причине оккупации Германией на протяжении большей части Второй мировой войны, не смогла достичь значимых успехов в проектировании и разработке новых боевых самолетов. В марте 1945 года авиационный конструктор Марсель Блох вернулся во Францию из плена в концентрационном лагере Бухенвальд и задался целью восстановить авиационную промышленность путем разработки и производства полностью французского истребителя, оснащенного новейшим по меркам того времени реактивным двигателем. В частности, он стремился разработать самолет достаточно быстро, чтобы захватить развивающийся рынок таких самолетов. В начале 1946 года Блох переименовал себя и свою новую компанию в Dassault, в честь прозвища своего брата во французском Сопротивлении во время войны[1].

В 1947 году, после минимальной подготовки завода и наладки оборудования, Дассо официально приступил к разработке этого полностью французского истребителя, которая вначале велась исключительно по его личной инициативе. По словам историка авиации Кеннета Мансона, дизайн нового самолета больше опирался на американское, а не на британское авиационное влияние, поскольку он решил использовать такие особенности, как очень тонкое крыло, похожее с установленным на Lockheed P-80 Shooting Star, и базовую конфигурацию планера и агрегатов, сравнимую с F-86 Sabre, производимыми в США[1].

С учетом нацеленности конструктора на создание перехватчика упор в первую очередь был сделан на высокую скороподъемность. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Rolls-Royce Nene, который уже производился по лицензии во Франции компанией Hispano-Suiza для SNCASE SE-535, который, в свою очередь, был построенной по лицензии версией британского самолета de Havilland Vampire.

В сентябре 1947 года между Dassault и Бюро Генерального штаба ВС Франции состоялась серия переговоров по проекту. Реакция французского правительства на это предложение была положительной[2], однако в то время не было размещено твердого заказа на самолет, что потребовало самостоятельной реализации проекта[1]. В декабре 1947 года началась фаза рабочего проектирования проекта, которому был присвоен индекс MD (Марсель Дассо) 450. 7 апреля 1948 года на заводе компании в Сен-Клу, недалеко от Парижа, началось строительство прототипа[1]. 29 июня 1948 года решение Dassault продолжить работу было подтверждено заключением контракта № 2223/48 с Технической авиационной службой Министерства обороны Франции, которая заказала строительство трех прототипов[1].