De Havilland Dragon Rapide


de Havilland D.H.89 Dragon Rapide — ближнемагистральный биплан 1930-х годов, разработанный и произведенный британской авиастроительной компанией de Havilland.

Первый прототип этого восьмиместного самолёта поднялся в воздух 17 апреля 1934 года[1]. Самолёт был спроектирован на базе de Havilland D.H.86 и был настолько успешным, что производился более десяти лет, всего было построено 728 самолётов. Этот самолёт был одним из наиболее часто используемых коммерческих самолётов в мире.

В 1934 году самолёт неоднократно принимал участие в авиагонках, в том числе в Авиагонке на приз Макробертсона, где занял 9 место.

Летом 1934 года самолёт стал эксплуатироваться в авиакомпании Hillman Airways Ltd[1]. Затем самолёт был приобретён Англо-персидской нефтяной компанией для перелётов между нефтяными месторождениями, позднее — другими британскими и канадскими авиакомпаниями.

Hillman Airways Limited была первой авиакомпанией, которая начала выполнять полёты на Dragon Rapide в июле 1934 года. Компания использовала самолёт для авиаперелётов на Британских островах. Помимо гражданского использования, с 1935 года самолёт использовался в основном как самолёт связи Королевскими ВВС (RAF). Королевские ВВС также использовали некоторые машины на тренировках. Самолёт также предлагался британским ВВС для реального использования в военных целях, в основном, для задач береговой обороны. Один такой прототип, D.H.89M, был построен, но для разведки и обороны побережья был выбран Avro Anson I. Три модифицированных самолёта D.H.89M участвовали в Гражданской войне в Испании в 1936 году на стороне националистов. Самолёты были вооружены двумя пулемётами и внешней подвеской для бомб. Два самолёта D.H.89M были доставлены в Литву в 1936 году[2].

11 июля 1936 года капитан Сесил Бебб и Хью Поллард на самолёте Dragon Rapide выполнили миссию по пересадке генерала Франсиско Франко с Канарских островов в Марокко, которая позволила Франко возглавить мятеж в Испании, переросший в полномасштабную Гражданскую войну[3].