Douglas DC-4


Douglas DC-4 — американский четырёхмоторный поршневой авиалайнер. Разработан и серийно производился предприятием Douglas Aircraft Company с 1938 по 1947 годы в пассажирских и транспортных модификациях. Произведено 80 самолётов DC-4 в гражданском исполнении и 1163 самолётов C-54/R5D (варианты для армии и флота).

В конце 1930-х годов в США быстро вырос объём авиаперевозок и крупным авиакомпаниям был необходим самолёт с полезной нагрузкой вдвое большей, чем у DC-3. В 1939 году авиакомпании American Airlines, Eastern Air Lines и United Air Lines выделили компании Douglas Aircraft средства на разработку нового четырёхмоторного самолёта, который должен был превосходить DC-3 по грузоподъемности и дальности[1].

Обозначение DC-4E (E-экспериментальный) было впервые использовано предприятием Douglas Aircraft Company при разработке нового четырёхмоторного самолёта для дальних пассажирских и грузовых перевозок — в дополнение к успешной машине DC-3. На основе этого проекта и был разработан самолёт, получивший обозначение DC-4. Важным конструктивным нововведением в новом проекте стала носовая стойка шасси — до этого транспортные самолёты, в абсолютном большинстве случаев, имели схему шасси с хвостовым колесом. Такое конструкционное решение позволило улучшить характеристики самолёта на взлёте и посадке, а также применить фюзеляж постоянного сечения.

Руководство Douglas Aircraft было уверено в технических характеристиках создаваемого самолёта, поэтому было принято решение прототипы не строить, а сразу запускать самолёт в серийное производство. На авиационном заводе фирмы в Санта-Монике была запущена в производство первая серия из 24 самолётов[1].

Начавшаяся Вторая мировая война изменила первоначальные планы. Дальности полета DC-3 не хватало преодолевать большие расстояния между американскими базами на Тихоокеанском театре военных действий. Поэтому военное ведомство США поручило модифицировать DC-4 в военно-транспортный самолёт, получивший обозначение C-54. Первый полёт DC-4, под обозначением C-54, совершил 14 февраля 1942 года. Испытания на заводском аэродроме походили быстро и успешно. В марте 1942 года первый экземпляр был передан заказчику. Остальные 23 самолёта из первой серии были переданы Пентагону к февралю 1943 года. Это были гражданские самолёты, приспособленные под военные перевозки[1].

В модификациях самолёта С-54А и С-54В, рассчитанных на перевозку 50 полностью экипированных солдат или 14 515 кг груза, был усилен пол и по левому борту имелся двойной люк. Самолёты производились на двух авиационных заводах в Санта-Монике и Чикаго. Всего было выпущено 472 экземпляра[1]. Один из самолётов был передан в Великобританию, где использовался как персональный самолёт У. Черчиля. На президентском самолёте С-54А-5 Франклина Рузвельта, было установлено три салона с креслами и столами и специальный подъёмник для инвалидного кресла американского президента[1].