Family (группа)


Family — британская рок-группа, образовавшаяся в 1967 году в Лестере, Англия, и исполнявшая оригинальную разновидность прогрессивного рока, с элементами блюза, фолка, джаза, рок-кабаре и психоделии. Характерной особенностью Family было постоянное присутствие в составе вокалиста Роджера Чепмена, обладавшего характерным голосом, а также двух и более мультиинструменталистов (Рик Греч, Поли Палмер, Джон Уэттон), создававших насыщенные звуковые полотна в сложных, необычных аранжировках[1].

Регулярно гастролируя с такими лидерами прог- и блюз-рока, как Jethro Tull, Ten Years After, The Nice, Emerson, Lake & Palmer, группа Family, в отличие от них, не добилась коммерческого успеха в США. У себя на родине группа, сохранив репутацию лидеров андеграунда конца 1960-х — начала 1970-х годов, имела и успех в чартах: семь её альбомов входили в первую тридцатку UK Albums Chart, а синглы «Strange Band» (#11, 1970), «In My Own Time» (#4, 1971), и «Burlesque» (#13, 1972) становились хитами[2].

Свою первую группу The Farinas (позже превратившуюся в The Roaring Sixties) гитарист Джон «Чарли» Уитни образовал, будучи студентом арт-колледжа в Лестере. С ним играли бас-гитарист Тим Кирчин, ударник Харри Овеналл и саксофонист Джим Кинг. В 1965 году Кирчина заменил Рик Греч, Овеналла — Роб Таунсенд, а год спустя в группу пришёл Роджер Чепмен, обладавший голосом, который, по выражению одного из критиков, «мог убить небольшого зверька в радиусе сотни метров». Название Family предложил американский продюсер Ким Фоули: группа, выступавшая в мешковатых двубортных костюмчиках, эксплуатировала «гангстерский» имидж.

Впоследствии, однако, именно вокалист стал ахиллесовой пятой группы. Возможности его были ограничены узким диапазоном, чего сам он, по-видимому, не понимал, и постоянно пытался взять высокие ноты, которые ему не давались. Один из критиков назвал вокальный стиль Чепмена «электрическим блеянием», другой охарактеризовал его формулой: Боб Дилан + Марк Болан[3].

Уже в 1967 году Family были объявлены «новой британской сенсацией». Год спустя группа выпустила дебютный альбом Music in a Doll’s House, записанный продюсером Дэйвом Мэйсоном из Traffic, которому предшествовал сингл «Scene Through the Eye of a Lens»/«Gypsy Woman» (октябрь, 1967). При том, что вокал Чепмена имел прямое отношение к традициям блюза и ритм-энд-блюза, аранжировки, насыщенные звучанием струнных, духовых инструментов и меллотрона, обладали всеми признаками раннего арт/прогрессив-рока. Альбом поднялся в Британии до 35 места и был восторженно встречен критикой; одним из горячих поклонников группы стал и Джон Пил.

В 1969 году вышел второй альбом Family Entertainment, центральным в котором был признан первый трек, «Weaver’s Answer», впоследствии отнесённый к классике раннего прог-рока. Альбом, синглом из которого вышел «The Weaver’s Answer», в большей степени чем первый, использовал мотивы фолк-рока и психоделии; он поднялся в Британии до 6-го места[2].