Figura serpentinata


Figura serpentinata (с итал. — «змеевидная фигура») — спорный термин, вызывающий дискуссии о корректности его применения к изобразительному искусству разных стран и эпох. В самом общем значении под «змеевидной фигурой» подразумевают скульптурное или живописное изображение фигуры человека в сильном спиралевидном движении тела, в частности, в античной скульптуре. Однако этот итальянский термин появился на исходе эпохи Возрождения в кризисный период маньеризма. Поэтому по мнению большинства специалистов его следует применять только в этом контексте.

Так, например, знаменитая статуя «Дискобола», работы древнегреческого скульптора эпохи ранней классики «строгого стиля» Мирона (ок. 450 г. до н. э.; бронзовый оригинал не сохранился), вопреки расхожим представлениям не является «змеевидной», хотя и выражает готовность к мощному движению. Б. Р. Виппер писал, что «в искусстве Мирона ещё очень сильны пережитки архаизма». Поэтому пластическую концепцию Мирона можно назвать «планиметрической». Статуя Дискобола «имеет совершенно плоскостной, рельефный характер; все главные элементы движения собраны на передней плоскости… Профиль совершенно лишён самостоятельного значения, так как не имеет никакой глубины». Голову Дискобола Мирон также даёт «в сильном сокращении… и с неровной трактовкой половины лица: левая половина — плоская и широкая; правая — компактная»[1].

Иной пример демонстрирует «Танцующая менада из Пергама», статуя поздней эллинистической эпохи (III в. до н. э.) в собрании Берлинского Старого музея. Такова же Танцующая менада (вакханка), приписываемая Скопасу, из Альбертинума в Дрездене. Эти фигуры действительно «змеевидны», но итальянскую форму термина следует применять только к эпохе, когда его появление было вызвано конкретно-историческими обстоятельствами, а именно эстетикой итальянского маньеризма.

Как минимум спорным следует считать отнесение итальянского термина «змеевидная фигура» к эллинистической скульптурной группе «Лаокоон и его сыновья» (бронзовый оригинал 200 г. до н. э.). Жак Буске (фр. Jacques Bousquet) полагал, что «serpentinata» как стиль возник в 1506 году в результате воздействия скульптурной композиции «Лаокоон и его сыновья» на художников-современников, в частности на Микеланджело[2]. Джон Ширман (англ. John Shearman) также утверждал, что стиль Figura serpentinata был изобретён Микеланджело, в частности при создании скульптуры «Дух победы» для гробницы папы Юлия II[3].