HMS Bellerophon (1786)


HMS Bellerophon (Корабль Его Величества «Беллерофон») — британский 74-пушечный линейный корабль третьего ранга. Первый корабль Королевского флота, названный «Беллерофоном» в честь героя греческих мифов Беллерофонта.

Восьмой линейный корабль типа Arrogant. Заложен в мае 1782 года. Спущен на воду 6 октября 1786 года на частной верфи Эдварда Грейвса во Фриндсбури[1]. Относился к так называемым «обычным 74-пушечным кораблям», нёс на верхней орудийной палубе 18-фунтовые пушки. Принял участие во многих морских сражениях Французских революционных и Наполеоновских войн, в том числе в Славном Первом Июня, в битве при Абукире и Трафальгарском сражении. 15 июля 1815 года на борту «Беллерофона» Наполеон Бонапарт сдался англичанам, завершив тем самым 22-летний период почти непрерывных войн с Францией.

После завершения активной службы перестроен в блокшив и превращён в плавучую тюрьму. 5 октября 1824 года переименован в «Каптивити». 21 января 1836 года бывший «Беллерофон» был продан на слом.

Строительство «Беллерофона» было заказано частному судостроителю Эдварду Гривзу из Фриндсбури в Кенте 11 января 1782 года. Корабль строился по изменённому проекту, первоначально разработанному сэром Томасом Слейдом[2][3][1]. Киль «Беллерофона» был заложен на верфи во Фриндсбури в мае 1782 года. Корабль был назван «Беллерофон» в апреле 1782 года в честь греческого воина Беллерофонта, который, согласно мифу, на крылатом коне Пегасе убил чудовище Химеру[4]. Обычным морякам того времени было трудно произнести название корабля, и потому он был широко известен на флоте как «Билли Руффиан» или «Билли Руффин» (и даже «Белли Руф Ван»). Нос корабля украшала фигура Беллерофонта[3].

К тому времени как «Беллерофон» был спущен на воду, Британия не вела никаких войн и потому в новых военных кораблях не было большой необходимости. С подписанием Парижского договора в 1783 году подошла к концу американская война за независимость, а «Беллерофон» был всё ещё на стадии строительства. Хотя по условиям контракта, заключённого с Грейвсом, корабль должен был быть готов к спуску на воду в апреле 1784 года, он провёл на стапеле ещё два года, вероятно потому, что Совет Адмиралтейства приказал приостановить работы, чтобы как следует высушить древесину — роскошь, которая стала возможной в условиях мирного времени[5]. «Беллерофон» спустили на воду 7 октября 1786 года после короткой церемонии, на которой присутствовал Чарлз Проби с королевской верфи в Чатеме[2][6]. После спуска корабль был отбуксирован по реке Медуэй на королевскую верфь в Чатеме. 7 марта 1787 года «Беллерофон» был поставлен в сухой док, где его корпус обшили медью, после чего готовый корабль был отправлен в резерв[3]. Постройка корабля обошлась казне в 30 232 фунтов, выплаченных Грейвсу, ещё 8376 фунтов были потрачены на оснащение и установку вооружения[2][3].