Дьяман


Дьяман (фр. Rocher du Diamant) — базальтовая скала высотой 175 м, расположенная к югу от залива Гранд-анс-дю-Дьяман и коммуны Дьяман[fr] на Мартинике в Вест-Индии. Находится в трёх километрах от мыса Диамант в проливе Сент-Люсия. Получила имя благодаря способности отражать свет в определённые часы дня, подобно бриллианту. Прославилась благодаря роли, которую сыграла в Наполеоновских войнах.

HMS Diamond Rock (также англ. HM Sloop of War Diamond Rock) (1804) — форт и укреплённый остров, созданный силами Британского флота на подходах к Мартинике.

В XIX веке береговые сооружения Королевского флота стали называть с префиксом HMS, сохраняя, где только возможно, корабельные порядки и организацию. За это их в шутку называли «каменными фрегатами». Но существовал их прямой предшественник, «Дьяман рок» (англ. HMS Diamond Rock), который мог буквально претендовать на это звание.[1]

В 1804 году флот захватил, укрепил и включил в списки на правах корабля 180-метровую скалу под названием Diamond Rock. Стратегическое значение необитаемого островка заключалось в его положении. Благодаря преобладающим ветрам и течениям, он господствовал над подходами к Фор-де-Франс (в британских документах того времени — Порт-Ройял[2]), тогда столице Мартиники и центру французской военной мощи в Карибах.

С возобновлением Наполеоновских войн в 1803 году командующий Эскадрой Подветренных островов коммодор Самуэль Худ обнаружил, что сокращенные по мирному времени силы не позволяют установить настоящую блокаду Мартиники. Наиболее предприимчивые нейтралы — как правило, американские «купцы» — игнорируя объявление блокады, пробирались в Фор-де-Франс, если только их физически не заворачивали назад. При этом они использовали пролив Фур (фр. Fours) между Дьяманом и главным островом. Батарея, установленная на скале, могла бы предотвратить просачивание через блокаду. Открывающийся с вершины обзор на 40 миль означал возможность создать сигнальный пост, который, следя за главной военной и морской базой французов, мог передавать сведения напрямую в британский штаб на Сент-Люсии.

Худ провел рекогносцировку острова на своем флагмане, 74-пушечном «Центавре» (HMS Centaur). Человеку меньшего калибра препятствия показались бы буквально неодолимыми, но Худ решил попытаться. Сильный прибой и узкие скальные карнизы мешали выходу на берег. Но 7 января 1804 была высажена первая партия. В нижней части остров почти повсеместно состоял из отвесных обрывов или нависающих пещер. На счастье Худа, первый лейтенант «Центавра», Джеймс Мори́с (англ. James Maurice) оказался скалолазом-любителем. Морис, вскоре ставший комендантом острова и произведенный в коммандеры «по факту»[3], быстро нашел и обвеховал путь к вершине. После того, как были вбиты костыли и протянуты леера, подъём не представлял трудностей для привычных к высоте моряков.