HMS Liverpool (1937)


HMS Liverpool (Корабль Его Величества «Ливерпуль») — британский лёгкий крейсер второй серии крейсеров типа «Таун». Заложен 17 февраля 1936 года, спущен на воду 24 марта 1937 года, введён в строй 2 ноября 1938 года. Восьмой корабль Королевского флота, носивший это имя. Крёстной матерью корабля стала миссис Монтагю Норман — жена управляющего Английским банком.

Крейсер участвовал во Второй мировой войне: в патрулях на Дальнем востоке, сражениях на Средиземном море, арктических конвоях. В ходе боёв был дважды серьёзно повреждён итальянскими торпедоносцами. Выведен из состава флота в апреле 1952 года и разобран на металл. Девиз корабля: «Deus nobis haec otia fecit» — Господь дал нам свободу.

Начало второй мировой войны крейсер встретил на Ост-Индской станции в составе 5-й эскадры крейсеров. 6 сентября он вышел встречать плавучую базу «Лючия» в Оманский залив. С 10 сентября стал базироваться на Аден, выполняя функции по перехвату немецких рейдеров и блокадопрорывателей. Эту задачу он выполнял весь сентябрь и октябрь. 14 ноября крейсер был переведён в состав Китайской станции и совершил переход в Гонконг с заходами в Сингапур и Сайгон, куда в итоге и прибыл 10 декабря. С 14 декабря действовал в китайских водах, осуществляя защиту торговли и перехват вражеских судов.

Продолжая в январе патрулировать воды Китая и Японии, 21 числа в 35 милях (56 километрах) от острова Ниидзима перехватил и досмотрел японский лайнер «Асама-Мару». По данным Британского руководства на борту данного судна находились немецкие моряки с торгового судна «Коламбус», затопленного у Восточного побережья США, которые пытались добраться домой в Германию. Соответственно, командующий Китайской станцией направил «Ливерпуль» для перехвата японского лайнера. Крейсер резал курс лайнера на близком расстоянии, заставив его остановиться, после чего отправил досмотровую партию в составе 10 человек, которая, досмотрев судно, сняла с него 21 пассажира, предположительно из состава экипажа «Коламбуса».

Четыре дня спустя руководство NYK Line отправило в отставку капитана «Асама-Мару» — Ватанабэ, инкриминируя ему «недостойное поведение». Тем не менее, японская сторона заявила протест, объявив действия Великобритании как злоупотребляющие действия воюющей стороны по отношению к нейтральной, что послужило поводом для нарастания напряжения между двумя странами. Несмотря на негативное отношение японской общественности, оба правительства стремились к улаживанию конфликта путём переговоров. 5 февраля стороны пришли к соглашению об освобождении 9 немцев и обязательстве японской стороны не допускать на свои суда немецких граждан военнообязанного возраста.

28 января крейсер встал на ремонт в Гонконге, по окончании которого занялся уже привычной деятельностью.