HMS York (1928)


HMS York (Корабль Его Величества «Йорк») — британский тяжёлый крейсер типа «Йорк». Построен для Королевского флота в конце 1920-х годов. Большую часть службы перед Второй мировой войной провёл в составе Североамериканской и Вест-Индской станции. В начале войны сопровождал конвои в Атлантике, участвовал в Норвежской операции в 1940-м году. В конце года переведён на Средиземное море, действовал в охранении конвоев и кораблей Средиземноморского флота. В марте 1941 года серьёзно повреждён итальянскими взрывающимися катерами из 10-й флотилии МАС в бухте Суда на острове Крит. В 1952 году поднят и отбуксирован в Бари для разделки на металл.

Крейсера типа «Йорк» должны были быть меньше и дешевле тяжёлых крейсеров подтипов «Каунти», а также лучше защищены. Внешне «Йорк» отличался от однотипного «Эксетера» тем, что его дымовые трубы и мачты были чуть наклонены в сторону кормы. Кроме того, мостик «Йорка» был выше, дабы обеспечить больше пространства для работы авиакатапульты, которую планировали установить на башню B (носовая возвышенная)[1].

Стандартное водоизмещение «Йорка» составляло 8250 длинных тонн (8380 т), полное — 10 620 длинных тонн (10 790 т). Наибольшая длина — 575 футов (175,3 м), ширина — 57 футов (17,4 м) [2], осадка — 20 футов 3 дюйма (6,2 м)[3].

Движение корабля обеспечивали четыре паровых турбины системы Парсонса, работавших на четыре гребных винта. Энергетическая установка развивала мощность в 80 000 л. с. (59 700 кВт), обеспечивая максимальную скорость хода 32,25 узла (59,73 км/ч). Пар для турбины производили восемь водотрубных паровых котлов адмиралтейского типа. Максимальный запас топлива составлял 1900 длинных тонн (1930 т) мазута, что обеспечивало дальность плавания 13 300 морских миль (24 600 км) на скорости 12 узлов (22 км/ч)[2].

Главный калибр крейсера состоял из шести 203-мм орудий (длина ствола — 50 калибров), размещённых в трёх двухорудийных башнях. Кроме того, «Йорк» нёс четыре 102-мм зенитных орудия и две зенитных 40-мм пушки. Минно-торпедное вооружение было представлено двумя надводными трёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами[2].

Корпус в районе ватерлинии не имел сплошного бронирования. Борта в районе машинных и котельных отделений были защищены бронёй толщиной 3 дюйма (76,2 мм), погреба — толщиной 4,375 дюйма (111,1 мм). Поперечные переборки в оконечности машинных отделений имели толщину 3,5 дюйма (89 мм). Палуба и переборки в районе погребов защищались броней в 3 дюйма (76,2 мм). Бронепалуба над машинными отделениями и рулевой машиной имела толщину 1,5 дюйма (38 мм)[2]. Часть веса и свободного пространства была зарезервирована для размещения катапульты и её разведывательного гидросамолёта, однако катапульту установили уже после завершения строительства крейсера[4]. Вторая катапульта, предназначавшаяся для установки на башне B, была исключена из проекта ещё во время строительства «Йорка»[5].