Hanriot HD.14


Анрио HD.14 (фр. Hanriot HD.14) — французский учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1910-1920-х и серийно производившийся в 1920—1928 годах компанией Aéroplanes Hanriot et Cie. Первый полёт совершил в 1920 году, всего было построено около 2100 самолётов.

Самолёт HD.14 выпускался с 1920 по 1928 годы, имел большое количество модификаций, самой массовой из которых являлась HD.14 ter (HD.14/23). Впервые данная модификация была продемонстрирована на Парижском авиасалоне в 1922 году. По сравнению с базовым вариантом у этой модели уменьшена площадь крыла, изменённые обводы киля, структуры между крыльями, стойки кабины и общее сечение фюзеляжа. Неизменным остался лишь двигатель. Ширина шасси уменьшена, так как военным требовалась возможность перевозки самолёта в стандартном армейском прицепе. Введена новая система двойного управления — по патенту фирмы Aéroplanes Hanriot et Cie.

Французский воздушный флот использовал HD.14 в качестве учебных самолётов. HD.14 также экспортировались в СССР, Болгарию, Грецию, Мексику и Испанию. Кроме того, польские фирмы CWL и Samolot, а также японская Mitsubishi, строили варианты HD.14 по лицензии. В Японии он назывался Mitsubishi Army Type Ki 1 Trainer («Мицубиси армейский Ki 1 учебный»). Самолёт отличался прочностью, надёжностью, простотой в управлении.

По мере списания самолётов, они переходили в частные руки или к аэроклубам, поэтому в 1930-е годы во Франции можно было часто увидеть этот самолёт (подобно DH.60 Moth в Англии). В гражданских службах самолёт летал ещё на протяжении десятков лет.

Hanriot HD.14 представлял из себя однодвигательный биплан с неразнесёнными крыльями одинакового размера. На самолёт устанавливался двигатель французского производства Le Rhône 9 мощностью 80 л. с. Максимальная скорость составляла 110 км/ч, дальность полёта — 180 км, а максимальная высота полёта — 4 км.