Havana Club


Havana Club — бренд рома, появившийся на Кубе в 1934 году, одна из самых продаваемых[1] марок рома в мире. Созданное в Карденасе семейное предприятие Хосе Аречабалы по производству рома было национализировано после кубинской революции. С 1994 года ром производится на Кубе и продаётся по всему миру (за исключением США) компанией Havana Club International, находящейся в долевой собственности Pernod Ricard и кубинского правительства. Bacardi также производит ром с тем же именем в Пуэрто-Рико, который продаётся только в Соединенных Штатах. Havana Club и Bacardi судятся между собой за право собственности на бренд.

Семья Аречабала основала винокурню в Карденасе в 1878 году[2]. Позже, в 1934 году, компания Хосе Аречабалы создала бренд Havana Club, и ром под этой маркой стал продаваться на Кубе и в США[3][4]. Вместе со всеми винокурнями компания была национализирована правительством Кастро в 1960 году[5], а семья Аречабала эмигрировала в Испанию и Соединенные Штаты Америки[6].

Социалистическая Куба начала экспорт рома Havana Club в 1972 году, главными рынками сбыта являлись Советский Союз и Восточная Европа[7]. В отличие от семьи Бакарди, семейство Аречабала не строило заводов за пределами Кубы, поэтому не могло уже производить ром с названием Havana Club, поэтому весь кубинский ром поставлялся за границу под данной маркой. Компания была объявлена национальным достоянием, жемчужиной, а в 1977 году производство было перенесено на новый завод в Санта-Крус-дель-Норте[2].

С 1994 года кубинское производство рома и заграничная продажа «Havana Club» ведётся в рамках совместного партнерства между «Pernod Ricard» и Корпорасьон Куба Рон. «Перно Рикар» принадлежит 50 % акций завода «Havana Club»[5][6].

В 1994 году фирма «Бакарди» начала производство рома под названием Havana Club в Катаньо (Пуэрто-Рико), используя рецепт, проданный ей членами семьи Аречабала[7]. Первоначально ром реализовывали только в нескольких североамериканских штатах (в основном во Флориде), но в 2006 году производство было расширено, а в 2012 году, после победы в суде над конкурентом, «Бакарди» объявила о планах расширить продажу своей версии рома.

Торговая марка Havana Club была предметом судебного спора о товарных знаках в США, Испании и Всемирной торговой организации[8].