Ягуар (команда «Формулы-1»)


Изначально являлась командой Формулы-1, участвовавшей в чемпионатах мира с 2000 по 2004 год. Была сформирована путём покупки компанией Ford команды Джеки Стюарта Stewart Grand Prix в июне 1999 года. Американцы переименовали команду в Jaguar Racing, сделав это в рамках глобальной маркетинговой операции по продвижению автомобильного бренда Jaguar. Однако, за годы принадлежности Форду команда не смогла достичь высокого уровня в чемпионате мира и была продана компании Red Bull GmbH. С 2005 года её место в Формуле-1 заняла команда Red Bull Racing.

В 2016 году подразделение получило второе дыхание, став участником электросерии Формула-E, начиная с сезона 2016/2017 годов.

В период с 1984 по 1993 год команда Jaguar Racing активно участвовала в гонках спортпрототипов. В том числе в американской серии IMSA GT Championship и чемпионате мира. Был создан целый ряд успешных спортпрототипов с названием Jaguar XJR[англ.], на которых были выиграны как чемпионат мира по гонкам на спорткарах, так и знаменитые 24-часовые гонки в Ле-Мане и Дейтоне[1][2].

Командой в 2000 году управлял Вольфганг Райцле, ставший впоследствии председателем правления подразделения Ford — Premier Automotive Group. Команда наняла вице-чемпиона мира 1999 года Эдди Ирвайна в партнёры к бывшему пилоту команды Stewart Джонни Херберту, сделав таким образом чисто британскую команду.

С первых же гонок сезона стало очевидно, что скорость и надёжность машины оставляет желать лучшего, и она значительно уступает машине Стюарт 1999 года. Результаты сезона-2000 были полным провалом: Ирвайн смог набрать всего 4 очка, Херберт не набрал ни одного и завершил карьеру. Райцле ушёл и был заменён чемпионом американских гонок и успешным владельцем команды Боби Рэйхалом на 2001 год.

2001 год начался с серии Сходов на нестабильной машине, но во второй половине сезона «Ягуар» добился улучшения результатов. Эдди Ирвайн впервые в истории команды поднялся на подиум на Гран-при Монако. В середине сезона в руководство команды пришёл трёхкратный чемпион мира Формулы-1 Ники Лауда. Но затем неудачная попытка «Ягуара» переманить из Макларена технического директора Эдриана Ньюи уронила командный дух. Ирвайн был готов покинуть команду, не отвечающую его амбициям, его контракт собиралась выкупить команда «Джордан». Рэйхал дал было на это предварительное согласие, вызвав недовольство боссов Ford. Конфликт между Лаудой и Рэйхалом привёл к отставке последнего.