K-Wagen


K-Wagen (также Kolossal-wagen, Kolossal или просто K, иногда встречается название Großkampfwagen) — немецкий сверхтяжёлый танк периода Первой мировой войны. Отличался огромными размерами и весом, из-за чего представлял собой скорее не танк, а «подвижной форт». К концу войны ни один танк так и не был закончен полностью, а незаконченный первый экземпляр танка и детали второго сразу же по окончании войны были уничтожены.

Уже в конце марта 1917 года Ставка главного командования войск Германии выдала главному инженеру Опытного отделения Инспекции автомобильных войск Йозефу Фольмеру задание на разработку танка колоссальных размеров для прорыва французских позиций на Западном фронте. Проект машины был утверждён военным министерством 28 июня того же года. В соответствии с проектом, получившим название Kolossal-Wagen (K-Wagen), планировалось создать танк массой в 150 тонн. Вооружение танка должны были составлять две или четыре 50-77-мм пушки, четыре пулемёта и два огнемёта. Машина имела два двигателя мощностью по 200—300 л. с. каждый и защищалась 30-мм бронёй. Экипаж состоял из 18 человек.

На постройку опытного экземпляра отводился год, однако потом Ставка сократила этот срок до 8 месяцев. По программе планировалось создать 100 танков «K-Wagen» (при начальном заказе на 10), что было весьма труднореализуемо, так как многие узлы и агрегаты приходилось разрабатывать заново. Кроме того, стоимость танка была очень высокой — один экземпляр стоил не менее 500 тысяч рейхсмарок, то есть общая стоимость всего проекта составляла порядка 50 миллионов рейхсмарок, что для обороняющейся Германской империи было бы неподъёмными расходами.

В апреле 1918 года началась постройка первых 10 танков типа «К». Контракт на постройку пяти машин был выдан фирме «Рибе» в Берлин-Вайсензее. Ещё пять машин должен был построить завод «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. К концу войны на заводе «Рибе» был почти достроен первый экземпляр танка, для второго был построен только корпус и основные узлы и агрегаты (кроме двигателей). «Вагонфабрик Вегман» успела изготовить только детали бронекорпуса ещё одной машины. Однако после поражения Германии и подписания Версальского мирного договора все детали были отправлены на металлолом.

Принципиально, «K-Wagen» представлял собой танк сверхтяжёлой массы со смешанным пушечно-пулемётным вооружением, установленным в спонсонах, и противопульным и противоосколочным бронированием.

Общая схема танка «К» была заимствована у английских танков — гусеницы охватывали корпус, а вооружение размещалось в бортовых спонсонах. Однако взаимное расположение отделений было аналогично A7VU: отделения управления и боевое располагались впереди, а моторно-трансмиссионное — сзади. При этом боевое отделение (без спонсонов) и моторно-трансмиссионное занимали примерно равный объём корпуса.