Сверхтяжёлый танк


Сверхтяжёлые танки — танки, массо-габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков.

Обычно к сверхтяжёлым танкам, основным и специальным, относят образцы танкового вооружения и техники больших размеров, чем у тяжёлых танков и массой свыше 75 тонн. Идея разработки сверхтяжёлого танка базировалась на желании создать неуязвимый танк для прорыва вражеских сильно укреплённых районов обороны, без сопутствующих таким кампаниям тяжёлых потерь в вооружения и технике. Работы по проектированию сверхтяжёлых танков достаточно активно велись в большинстве государств, обладающих развитыми бронетанковыми войсками (в частности, СССР, Франция, Великобритания, Германия), с момента появления танков вплоть до 1960-х годов. Что же до материального воплощения таких разработок, то, в подавляющем большинстве, сверхтяжёлые танки оставались «на бумаге». За всю историю танковых войск создано лишь несколько экземпляров подобных танков, и ни одна из этих машин не применялась в боевых действиях.

В основе концепции сверхтяжелых танков лежит предположение, что значительно увеличив размеры и массу боевой машины, возможно достичь качественного скачка в её защищенности и боевой мощи.

Предполагается, что за счёт своей защищенности сверхтяжёлый танк будет полностью неуязвим для огня стандартных противотанковых средств противника, и тем самым поставит неприятеля перед дилеммой:

Сверхтяжёлые танки почти всегда рассматривались как машины усиления, предназначенные для прорыва мощной обороны в позиционной войне или близкой к таковой; лишь немногие проекты сверхтяжёлых танков рассматривали (безуспешно) их применение в ином качестве.

Критической проблемой концепции сверхтяжелых танков является их крайне низкая стратегическая и оперативная мобильность, а также их высокая сложность и стоимость. Хотя тактически сверхтяжелые танки могут быть — при достаточно мощном двигателе — достаточно подвижны, переброска их на значительные расстояния представляет собой почти нерешаемую в военное время проблему. Сверхтяжелый танк, перемещаясь своим ходом, наносит значительный урон местности, по которой движется; ввиду своих размеров он не в состоянии проезжать по мостам и тоннелям. Река с крутыми берегами, не позволяющими переправиться вброд, представляет для сверхтяжелого танка почти неодолимое (без долгой инженерной подготовки) препятствие. Кроме того, при движении своим ходом ходовая часть сверхтяжелого танка подвергается сильнейшему износу из-за огромной нагрузки при движении.