Kawasaki Ki-32


Лёгкий бомбардировщик ЛБ-98 Сухопутных войск Императорской Японии 陸軍九八式軽爆撃機/川崎キ32 (яп. Рикугун кюхатисики кэйбакугэкики/Кавасаки Ки санни)[1] — цельнометаллический одномоторный бомбардировщик Сухопутных войск Императорской Японии. Разработан в 1937 г. в КБ Кавасаки под руководством И. Имаси. Принят на вооружение авиации Сухопутных войск Императорской Японии в 1938 г., выпускался ограниченной серией до 1940 г. Условное обозначение ВВС союзников Мэри (Mary).

В 1936 г. ГУ авиации Сухопутных войск разработал тактико-техническое задание для фронтового легкого бомбардировщика на замену стоящего на вооружении ЛБ-93[англ.].

В 1936 г. КБ Кавасаки начало работу над проектом. Ведущим конструктором был назначен инженер И. Имаси (после войны ректор Университета Токио). К 1937 г. оба КБ подготовили весьма схожие проекты, в основном отличавшиеся силовой установкой[2].

Машина КБ Мицубиси (Ки.30) получила радиальный двигатель Д-5 (Накадзима-Долголетие воздушного охлаждения), однако КБ Кавасаки предпочло собственный Д-8 (лицензионный BMW VI) жидкостного охлаждения[2]. В ходе испытаний было установлено, что по основным характеристикам Ки. 32 превосходит Ки. 30, будучи способным производить бомбометание с пологого пикирования. Но КБ Кавасаки требовалось время для решения проблем с системой жидкостного охлаждения и перегревом двигателя, и в 1937 г. на вооружение был принят Ки.30 под строевым шифром под шифром ЛБ-97[2].

Это должно было похоронить проект Ки.32, но вступление Японии в войну с Гоминьданом увеличило потребность Сухопутных войск в лёгких фронтовых бомбардировщиках, в связи с чем в 1938 г. машина Ки.32 была принята на вооружение под строевым шифром ЛБ-98[2]. Серийное производство было развёрнуто на авиазаводах Кавасаки-Кобэ и Кавасаки-Акаси. До весны 1942 г. было выпущено 846 ед. ЛБ-98, который стал последним бомбардировщиком с двигателем жидкостного охлаждения на вооружении Сухопутных войск [2].

Фюзеляж типа полумонокок, выполнен как единая секция. Кабина пилота и лётчика-наблюдателя были раздельные и закрывались общим фонарём со сдвижными секциями. В нижней части фюзеляжа находится закрытый бомбоотсек, створки которого работают от основной гидросистемы самолёта.