Lied (старинная музыка)


Lied (с нем. — «песня») — старинная немецкая полифоническая светская песня, обычно 4-голосная, в строфической форме[1]. Время расцвета — вторая половина XV века и первые три четверти XVI века.

В Германии слово Lied (множественное число Lieder) употребляется по отношению к любым песням на немецкий поэтический текст — как одноголосным (например, немецким народным, песням миннезингеров и мейстерзингеров), так и многоголосным (например, полифонические Lieder О. Лассо, но также Lieder романтиков XIX века, например, Ф. Шуберта).

В специфическом значении старинной немецкой полифонической песни немецкоязычные авторы используют уточнение mehrstimmiges Lied, англоязычные — polyphonic lied[2]. Lied, написанную на cantus firmus, в немецком музыкознании (начиная с XX века) часто называют «теноровой песней» (нем. Tenorlied)[3]. Последний термин ныне считается условным, поскольку монодическая песня (как основа многоголосной обработки) могла располагаться не только в теноре, но и в верхнем голосе (дисканте, отсюда Discantlied)[4]. Многоголосные песни шутливого содержания (так называемые «песни-перечни») назывались «кводлибетами» (как, например, в сборнике В. Шмельцля, 1544).

В русском музыкознании немецкое слово Lied обычно переводят как «песня» (например, говорят «песни Ф. Шуберта», а не «Lieder Ф. Шуберта»)[5], за исключением терминологического значения «старинная немецкая полифоническая песня», для которого Lied оставляют без перевода (точно так же, как это делают французские и англоязычные авторы).

Старейшие образцы Lied датируются началом XV века. Временем её расцвета считается период со второй половины XV до последней четверти XVI века, когда Lied была вытеснена иными вокальными и инструментальными музыкальными жанрами из (модной тогда) Италии.

От французской полифонической песни (шансон), которая процветала примерно в то же время, Lied, во-первых, отличались стихами — народными или стилизованными под «народное простодушие». Во-вторых, Lied гораздо чаще, чем шансон, писали на народные или на псевдо-народные мелодии. Поскольку текстомузыкальная форма Lied предполагала использование одной и той же музыки для строф различного содержания, жанр Lied оставлял мало места для композиторских изысков в корреляции музыки и текста — музыкальной звукописи, музыкальной риторики и т. п. — в отличие, например, от итальянского мадригала и других «продвинутых» жанров светской и духовной музыки со сквозным развитием в форме.