M270 MLRS


M270 MLRS (англ. Multiple Launch Rocket System, также известна как SPLL (англ. Self-Propelled Loader/Launcher)) — американская универсальная пусковая установка, использующаяся в качестве РСЗО и установки для запуска тактических ракет.

Также в 1980-х годах прорабатывалась возможность запуска с неё крылатых ракет AGM-137 TSSAM[en]. Разработана фирмой Lockheed Martin Missiles and Fire Control. Принята на вооружение сухопутных войск США в 1983 году. Пусковая установка смонтирована на гусеничной базе американской платформы Bradley. В кабине размещается боевой расчёт из трёх человек: командир установки, наводчик и механик-водитель.

Во второй половине 1960-х гг. Управление ракетных войск Армии США инициировало программу создания ракетно-артиллерийской системы залпового огня (Multiple Artillery Rocket System, сокр. MARS), в 1970-х гг. получившей название ракетной системы общевойсковой поддержки (General Support Rocket System, сокр. GSRS). На начальном этапе программы пять компаний военной промышленности представили свои аванпроекты, пять из которых было отобрано жюри конкурса весной 1976 года для дальнейшей проработки. С вышедшими в отборочный тур компаниями были заключены контракты на сумму $855 тыс. с каждой на проведение опытно-конструкторских работ и изготовление опытных прототипов. От прототипов требовалось быть простыми, неприхотливыми и надёжными машинами, обеспечивающими высокую мобильность и плотность огня[5]. В финал конкурса прошли образцы машин компаний «Боинг» и «Воут» (обе на шасси изготовленном корпорацией «Эф-Эм-Си» на базе семейства машин «Брэдли» с четырёхтактным дизелем «Cummins» мощностью 500 л. с.), которые доставили на Абердинский испытательный полигон в штате Мэриленд для войсковых испытаний ходовых качеств машин и их надёжности методом испытаний на износ, устойчивость ракет и электроники к вибрационным и ударным нагрузкам при движении. Программа испытаний предусматривала пробег в семьсот миль на каждую машину по различным типам грунтов. Период испытаний длился до мая 1980 года, когда должен был определиться победитель. Масса ракетного комплекса по отношению к общей массе машины составляла на тот момент две трети (20 из 30 тыс. фунтов), ходовая часть обеспечивала преодоление 60-градусного подъёма, 40-градусного откоса, 90-сантиметровой стенки, двухметровой траншеи и водных препятствий метровой глубины вброд[6]. В начале 1980 года, для соответствия требованиям международных соглашений по стандартизации в рамках стран-партнёров по НАТО, программа была переименована и получила название реактивной системы залпового огня (Multiple Launch Rocket System, сокр. MLRS). На этом этапе программа вышла за рамки национальных вооружённых сил, к ней подключились военные ведомства и компании военной промышленности Великобритании, Германии и Франции, между четырьмя странами был подписан меморандум о взаимопонимании для совместной работы и скорейшего принятия системы на вооружение уже в начале 1980-х годов[7].


Машины-кандидаты на этапе конкурсного отбора: «Боинг» (слева) и «Воут» (справа)