MV Agusta


MV Agusta (итальянское произношение: [ˈɛmme ˈvu a.guː.sta], полное наименование — MV AGUSTA Motor S.p.A, иное наименование — Meccanica Verghera Agusta или MV) — итальянский производитель мотоциклов, основанный графом Доменико Агустой в 1945 году в качестве одного из ответвлений авиастроительного концерна Agusta в городе Кашина-Коста[1] близ Милана. Современная штаб-квартира и основные производственные мощности расположены в городе Варезе (итал. Varese), Италия, на берегу одноимённого озера.

MV Agusta занимается конструированием, усовершенствованием и производством мотоциклов. Конструкторское бюро Castiglioni Research Centre (CRC), созданное в 1993 году, отвечает в MV Agusta за дизайн, конструирование и за индивидуальные заказы в рамках отделения Reparto Veicoli Speciali.[2]

В XX веке граф Джованни Агуста[en] переселился из Сицилии на север Италии, где в 1910 году построил свой первый самолёт AG.1.[3][4] Первая мировая война продемонстрировала перспективы авиации, что подвигло графа в 1919 году в городке Самарате основать авиазавод Costruzioni Aeronautiche Giovanni Agusta S.A. (или Agusta).[5] В 1927 году в возрасте 48 лет он умер и оставил дело супруге Джузеппине и сыновьям Доменико, Винченцо, Марио и Коррадо.

После окончания Второй мировой войны численность вооружённых сил Италии по условиям Парижской мирной конференции ограничивалась, вследствие чего все прежние оборонные контракты были расторгнуты, и семье Агуста пришлось в срочном порядке обдумывать вопрос трудоустройства высококвалифицированных специалистов.[6]

Старший из братьев, Доменико, в разгар Второй мировой пришёл к мысли, что лучшим способом диверсификации бизнеса будет создание производства мотоциклов. К августу 1943 года был готов мотор — одноцилиндровый «двухтактник» рабочим объёмом 98 см³ и мощностью 4,5 л.с. с шестерной моторной передачей и двухступенчатой коробкой передач. В условиях тотального дефицита запчастей приходилось прибегать к услугам чёрного рынка. 19 января 1945 года в местечке Кашина-Коста[1], неподалёку от аэродрома Мальпенса под Миланом, была зарегистрирована частная компания Meccanica Verghera S.r.l., а осенью того же года представлен первый мотоцикл.

В дилерском центре на улице Via dei Piatti в Милане в конце октября 1945 года пресса увидела предсерийный образец лёгкого мотоцикла со стальной трубчатой рамой без задней подвески, с рычажной вилкой типа «гирдер» и 19-дюймовыми колёсами. На бензобаке были нанесены крупные литеры M и V, а на переднем крыле — табличка «Vespa 98 cc».[7]