Maersk


Maersk (дат. A.P. Møller-Mærsk Gruppen [ˈæːˀ ˈpʰeːˀ mølɐˈmæɐ̯sg̊]) — датская компания, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов. Штаб-квартира находится в Копенгагене, а дочерние предприятия и офисы, в которых работает около 100 тысяч сотрудников, располагаются в более чем 135 странах мира. По состоянию на 2024 год Maersk занимает второе место в мире в сфере контейнерных перевозок с долей на рынке 14,6 % (уступая MSC)[3].

10 апреля 1904 года капитан Петер Мэрск Мёллер (дат. Peter Mærsk Møller) и его сын Арнольд Петер Мёллер (дат. Arnold Peter Møller) основали компанию под названием Aktieselskabet Dampskibsselskabet Svendborg (Пароходная компания Свендборга). Первым судном компании был грузовой пароход Svendborg водоизмещением 2200 тонн. К концу десятилетия их флот насчитывал 6 судов, а 22 августа 1912 года они основали вторую компанию, Dampskibsselskabet af 1912, Aktieselskab (Пароходная компания 1912 года), со штаб-квартирой в Копенгагене. Эти две компании формально были объединены лишь в 2003 году. В 1917 году в Оденсе Мёллеры основали верфь (Odense Steel Shipyard[англ.]), вскоре ставшую важной составляющей компании. Эта верфь позволяла строить корабли водоизмещением до 40 тысяч тонн и работала до 1966 года. В 1919 году было открыто первое зарубежное представительство в Нью-Йорке[4][5].

В 1928 году в названии компании появилось слово «Maersk» (девичья фамилия матери Петера Мёллера), в том же году было начато пассажирское и грузовое сообщение между США и Азией под названием Maersk Line; до 1947 года единственный маршрут проходил из Балтимора через Панамский канал в порты Азии. Также в это время флот из 35 судов пополнился 5 танкерами. На начало 1930-х суммарное водоизмещение судов компании достигло 160 тысяч тонн, к концу десятилетия у Maersk было 46 судов[4].

Во время Второй мировой войны флот компании обслуживал американские войска, штаб-квартира была перенесена в США; более половины флота Maersk было утеряно в ходе боевых действий, суммарное водоизмещение сократилось до 120 тысяч тонн. В 1947 году штаб-квартира была возвращена в Данию, в 1951 году была основана дочерняя компания в Великобритании. В середине 1950-х годов Maersk получила заказ на строительство танкеров для California Shipping Company, для выполнения которого в Оденсе была создана вторая верфь компании, которая позволяла строить суда водоизмещением до 200 тысяч тонн[4].