Марио


По-английски:
Питер Каллен
(Saturday Supercade)
Луи Албано
(Супер шоу супер братьев Марио)
Уолкер Буун
(The Adventures of Super Mario Bros. 3, Super Mario World)
Рональд Б. Рубен
(Mario Teaches Typing)
Марк Грау (Hotel Mario)
Чарльз Мартине
(игры, 1991—2023)
Сет Грин
(Робоцып)
Сет Макфарлейн (Кавалькада мультипликационных комедий Сета Макфарлейна)
Кевин Шиник
(Псих (мультсериал))
Крис Прэтт
(мультфильм)
Кевин Афгани
(игры, 2023—наст. время)
По-японски:
Тору Фуруя
Такэси Аоно
(реклама Mario Paint)

Ма́рио (яп. マリオ Марио, англ. Mario) — персонаж видеоигр компании Nintendo, созданный Сигэру Миямото. Являясь талисманом Nintendo и основным героем серии, Марио появился в более чем 200 видеоиграх с момента своего создания. Впервые появился в игре для игрового автомата Donkey Kong 1981 года под изначальным именем Прыгун (англ. Jumpman), и был он тогда не водопроводчиком, а плотником[5]. Хотя первоначально он был героем платформеров, начиная с Donkey Kong, Марио в настоящее время появляется в различных жанрах видеоигр, таких как гонки, головоломки, RPG, файтинги и спорт. Из-за частого обозначения Марио и его брата Луиджи собирательным термином «Братья Марио» (Mario Brothers) ходили слухи, что его полное имя — Марио Марио. В 1980-х Nintendo официально заявила, что ни Марио, ни Луиджи не имеют фамилии, однако 14 сентября 2015 года (во время тридцатилетия серии Super Mario) Сигэру Миямото официально объявил, что полное имя Марио — Ма́рио Ма́рио, а Луиджи — Луи́джи Ма́рио[6] (в фильме «Супербратья Марио» их уже звали так). Марио изображается как невысокий, итало-американский водопроводчик, который живёт в Грибном королевстве. Он неоднократно останавливает злодея Боузера, который планирует похитить принцессу Пич и подчинить Грибное королевство. У него есть другие враги и конкуренты, в том числе горилла Донки Конг и бизнесмен Варио. С 1991 по 2023 год Марио озвучивался Чарльзом Мартине[7][8]. Начиная с Super Mario Bros. Wonder, Марио стал озвучивать Кевин Афгани[9].

Как талисман Nintendo, Марио — самый знаменитый персонаж в истории видеоигр, и его изображение обычно связано с видеоиграми. Видеоигр Марио, в целом, было продано более 210 миллионов единиц[10], что делает серию Марио бестселлером серий игр всех времён.

В первых играх Марио изображался на экране при помощи двухмерных спрайтов, но с развитием технологий на смену спрайтам пришли трёхмерные полигональные модели.

У Марио есть три отличительных признака — усы, кепка и комбинезон. По словам Миямото[11][12][13], усы были даны Марио, чтобы визуально отделить нос от лица, кепка — потому что на спрайте маленького разрешения было невозможно нарисовать узнаваемую причёску, комбинезон — чтобы лучше передать движения рук.