McDonnell Douglas F/A-18 Hornet


«Хо́рнет» (англ. Hornet [ ˈhɔːrnɪt] «шершень», заводской индекс — Model 267, общевойсковой индекс — F/A-18) — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. Является основным боевым самолётом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы, Океании и Ближнего Востока, применялся в военных операциях в Ливии, Ираке, Югославии.

Классический Хорнет (legacy Hornet, версии F/A-18A, B, C, D) в ВМФ США уступил место Супер Хорнету (F/A-18E,F) во всех боевых эскадрильях. В США на март 2021 классический Хорнет остался на службе лишь в корпусе морской пехоты, а также тренировочных и экспериментальных эскадрильях.

В ряде источников самолёт упоминается как F-18, однако такое обозначение было упразднено в 1982 году. Корректное обозначение самолёта в вооружённых силах США после 1982 года, согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов DoD 4120.15-L, 12 мая 2004[2] министерства обороны США, — F/A-18 (fighter attack — истребитель-штурмовик). Однако написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается в авиационных справочниках. Обозначение F-18 официально используется ВВС Финляндии[3].

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop, получившему обозначение P.5830 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.