Минарди (команда «Формулы-1»)


Минарди (итал. Minardi) — спортивная команда, участник чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула-1, основанная Джанкарло Минарди[en] в 1979 году. Команда участвовала в гонках серии Формула-1 с 1985 по 2005 год. В 2001 году, для сохранения команды, Минарди продал команду австралийскому предпринимателю Полу Стоддарту, который в 2005 году перепродал команду компании «Red Bull». Команда была переименована в «Scuderia Toro Rosso».

За время участия в чемпионатах Формулы-1 команда провела 340 Гран-при (9-й результат за всю историю[1]), но ни один из пилотов команды ни разу не выигрывал гонку и ни разу не поднимался на подиум. За всю свою историю команда завоевала 38 командных очков, существенную часть которых заработал Пьерлуиджи Мартини. Лучшим достижением было три 4-х места: дважды Мартини в 1991 году и Кристиана Фиттипальди в 1993. На счету Мартини также единственный в истории команды старт с первой линии — 2 место на Гран-при США 1990 года и один круг лидирования в гонке на Гран-при Португалии 1989 года. Машины «Минарди» как правило были хорошо разработаны, несмотря на скромный бюджет. Их низкие результаты обычно были вызваны недостатком средств (и мощных моторов), а не качеством машин. Также они не были склонны к использованию рента-драйверов, поэтому из рядов «Минарди» вышло много известных пилотов, таких как Алессандро Наннини, Джанкарло Физикелла, Ярно Трулли, двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, победители американских серий Кристиан Фиттипальди и Алекс Дзанарди. Команда долго была обладателем антирекорда Формулы-1 по количеству участий в Гран-при без побед, пока его в сезоне 2017 не побила команда «Заубер»[2].

Семья Минарди издавна связана с автоспортом. Джованни Минарди соревновался на своих собственных машинах в конце 1940-х и после его смерти, его сын Джанкарло взял в свои руки управление семейным гоночным бизнесом.

Джанкарло участвовал лишь в любительских соревнованиях на своей машине Fiat-500, не добившись там больших успехов. Также он участвовал в раллийных гонках на Fiat 124. В 1976 году он дважды выставлял на старт внезачётных гонок Формулы 1 (BRDC International Trophy и Гонка чемпионов) Ferrari 312T в цветах «Scuderia Everest», которой управлял Джанкарло Мартини. Обе гонки прошли неудачно. После пяти довольно успешных сезонов в европейской Формуле 2, Минарди решил выставить команду в Формулу-1[3].

В Формуле-2 было проведено 4 относительно удачных сезона. За команду выступали молодые итальянские и южноамериканские пилоты, в том числе, Алессандро Наннини и Джонни Чекотто. Наиболее примечательный результат — победа в Мизано в 1981 году, одержанная Микеле Альборето.

«Минарди» вступила в соревнования Формулы-1 в 1985 году. В первом сезоне команда была представлена единственным автомобилем и единственным гонщиком — Пьерлуджи Мартини. Он смог добраться до финиша только 2 раза (не считая Гран-при Германии 1985 года, когда он был классифицирован 11-м, несмотря на сход за 4 круга до финиша).