Mitsubishi Corporation


Mitsubishi Shoji (яп. 三菱商事株式会社 мицубиси сё:дзи кабусики гайся, Mitsubishi Corporation) — одна из крупнейших сого сёся (универсальных торговых посреднических компаний) в Японии, входящая в кэйрэцу Mitsubishi. В Mitsubishi Corporation (включая дочерние компании) работает более 77 тысяч человек, компания активна в области торговли, финансовых услуг и инвестиций, машиностроения, химической, пищевой, горнодобывающей, энергетической и других отраслях. Осуществляет деятельность примерно в 90 странах мира. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2018 год Mitsubishi Corporation заняла 112-е место[3].

Mitsubishi Corporation происходит от семейной компании Ивасаки. Основатель компании, Ивасаки Ятаро, был незнатного происхождения, однако с помощью родственников купил статус самурая и с ним административную должность в провинции Тоса. После установления в 1869 году власти императора Мэйдзи началась интенсивная индустриализация Японии с помощью создания дзайбацу, крупных семейных компаний. Ивасаки в 1870 году купил официальную судоходную компанию провинции Тоса и в 1873 году назвал её Мицубиси («Три алмаза»). С помощью своего друга, министра финансов Японии Сигенобу Окума, Ивасаки добился для своей компании субсидий и привилегий, в частности в 1874 году суда его компании использовались для военной экспедиции на остров Тайвань. К 1877 году Мицубиси контролировала 80 % морских перевозок в Японии, другие дзайбацу, в первую очередь Мицуи, вынуждены были не только пользоваться судами Мицубиси, но и складами, а также страховаться в Морской страховой компании Мицубиси. В 1881 году компания купила угольную шахту Такасима и верфь в Нагасаки. В 1885 году Мицубиси удалось осуществить враждебное поглощение конкурирующей судоходной компании Киодо Униу (в основном контролировавшейся Мицуи), но эта победа была омрачена смертью Ивасаки Ятаро. Его сменил младший брат Ивасаки Яносуки, под руководством которого началось массовое производство стальных судов с паровым двигателем, что сильно повысило конкурентоспособность Японии в международных морских перевозках; это было особенно важно при колонизации Кореи, Тайваня и Маньчжурии в конце XIX века. В начале XX века началась диверсификация деятельности Мицубиси в банкинг, добычу полезных ископаемых, строительство недвижимости, судостроение и торговлю[4].