Mitsubishi Regional Jet


Mitsubishi SpaceJet, до ребрендинга 2019 года известный так же как Mitsubishi Regional Jet (MRJ)  — проект регионального двухдвигательного реактивного пассажирского самолёта. Разрабатывался японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation[англ.], дочерней компанией Mitsubishi Heavy Industries. В разработке самолёта также принимала участие компания Subaru Corporation. MRJ должен был стать первым после NAMC YS-11 пассажирским самолётом, разработанным и производимым в Японии.

Осенью 2020 года проект был заморожен. А в октябре 2021 года стало известно, что Mitsubishi не планирует перезапуск программы, и дальнейшие лётные испытания самолёта не планируют[2]. Всего было собрано восемь лётных экземпляров. В начале февраля 2023 года, MHI решили полностью закрыть программу разработки авиалайнера SpaceJet, который прежде именовался как Mitsubishi Regional Jet[1].

Исследовательская программа финансировалась правительством Японии с 2003 года. Концепт был представлен в 2007 году. Заказы на MRJ поступали с марта 2008 года. Сборка первого экземпляра началась в апреле 2011 года. Первый полёт был запланирован на 2011 год, но состоялся только 11 ноября 2015 года[3] и уже через несколько дней Mitsubishi объявила о переносе первой поставки на середину 2018 года, из-за недостаточной прочности крыла и необходимости изменения конструкции шасси для повышения безопасности.

Обновлённая версия — третий лётный экземпляр MRJ90 был продемонстрирован в 2017 году на авиасалоне в Ле-Бурже[4].

Поставка первого MRJ стартовому заказчику — японскому перевозчику All Nippon Airways (ANA), была запланирована на лето 2017 года[5], однако позднее срок начала поставки сдвинулся на 2018 год[6]. В январе 2017 года в новостях японской телекомпании NHK появилась информация об очередной задержке начала поставок до середины 2020 года в связи с необходимостью доработок важных электронных деталей[7]. По состоянию на июль 2018 года программа испытательных полетов полностью не была выполнена.

В феврале 2020 года появилась информация, что поставку первого самолета SpaceJet M90 отложили до марта 2021 года из-за необходимости перепроектирования каналов проводки и некоторых систем машины[8]. В мае стало известно, что Mitsubishi Heavy Industries (MHI) сокращает количество рабочих мест в подразделении по производству региональных реактивных авиалайнеров, а после публикации годового финансового отчета за 2019 год и планов на 2020 год, стало известно о сокращении бюджета на разработку со 140 млрд иен (2019 год) до 60 млрд иен (2020 год), примерно 560 млн долларов[9]. В октябре 2020 года в MHI заявили о том, что ещё более значительно сокращают бюджет на программу Mitsubishi SpaceJet (MSJ) на период 2021—2023 финансовые годы. И будет произведена заморозка текущих работ по программе MSJ, за исключением работ над сертификационной документацией, вплоть до появления возможности перезапуска проекта[10].