NR-1


NR-1 (рус. НР-1) — американская экспериментальная атомная подводная лодка. Имея водоизмещение 400 тонн, глубину погружения до 1000 метров[1] и не имея вооружения, NR-1 фактически занимает промежуточное положение между субмаринами и глубоководными обитаемыми аппаратами.

Подводная лодка была построена на верфи Electric Boat (подразделение General Dynamics в Гротоне)[2]. Закладка состоялась в 1967 году, спуск на воду — 25 января 1969 года[2]. 19 августа того же года были завершены морские испытания, и лодка начала службу, базируясь на военно-морскую базу подводных лодок Нью-Лондон. NR-1 никогда официально не нарекали и не вводили в строй. В военно-морских силах США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через Конгресс, и адмирал Хайман Риковер стремился не только не занимать номер в общем списке, но и избежать надзора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократических организаций[2].

NR-1 предназначена для океанографических и геологических исследований, ремонтных работ, для установки и обслуживания подводного оборудования[2].

Использовалась для поиска и подъёма останков истребителя F-14, скатившегося в море с палубы авианосца «Джон Ф. Кеннеди» в 1976 году[3]. После катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году NR-1 использовалась для поиска и подъёма со дна его обломков. Благодаря способности оставаться длительное время под водой, лодка была главным инструментом глубоководного поиска. При этом NR-1 работала даже тогда, когда погодные условия на поверхности и морское волнение заставляли все надводные суда возвращаться в порт.

В силу невысокой скорости движения NR-1 обычно доставлялась в зону погружения на буксире у надводного судна обеспечения, которое также способно участвовать в исследованиях, дополняя лодку и предоставляя условия для отдыха экипажа и пополнения запасов. NR-1 работает в паре с судном MV Carolyn Chouest[англ.], которое обеспечивает буксировку, связь, постановку на якорь и помощь во всей работе NR-1. Это судно служит универсальной платформой для размещения требующегося дополнительного оборудования и, вместе со своим экипажем, является незаменимой частью группы «NR-1 deep submergence team».

В 1995 году доктор Роберт Баллард использовал NR-1 и Carolyn Chouest для исследования остова однотипного с лайнером «Титаник» судна «Британник», служившего во время Первой мировой войны госпитальным судном и погибшего на минах у берегов Греции.