Neubaufahrzeug


Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (в переводе с немецкого, «машина новой постройки»), часто сокращаемый до Neubaufahrzeug или Nb.Fz. — германский опытный танк 1930-х годов. В советской литературе иногда именуется как «Рейнметалл». Серийно не производился и почти не использовался в боях, однако стал настоящим «оружием германской пропаганды».

Идея тяжёлого многобашенного танка с мощным вооружением, надёжной броневой защитой и достаточной подвижностью возникла в недрах Главного командования сухопутных сил Германии (OKH) в начале 1930-х годов. В 1933 году рейхсвер подписал контракт с фирмой «Рейнметалл-Борзиг» на проектирование и постройку 20-тонного многобашенного танка, вооружённого спаренными 75-мм и 37-мм пушками и несколькими пулемётами. По техническому заданию, обе пушки должны были располагаться во вращающейся башне. Кроме того, танк должен был иметь две небольшие пулемётные башенки. По компоновке машина напоминала проект танка, разработанный в Германии в 1918 году, когда немцы вплотную рассматривали проект танка «Oberschlesien» («Верхняя Силезия»). Капитуляция Германии поставила крест на всех работах в области вооружений, но германские конструкторы не сидели после неё сложа руки. Построенные в 1934 году из простой стали, два прототипа нового трёхбашенного монстра были несколько меньше по габаритам и имели более слабый двигатель. Танк получил полусекретное название Neubaufahrzeug, или Nb.Fz. (в буквальном переводе — «вновь построенная машина»).

Прототипы из обыкновенной стали вышли на испытания в конце 1934 года. В целом танк соответствовал техническому заданию. К уже отработанному шасси претензий не имелось, поэтому были одновременно заказаны три полноценных машины с бронированными корпусами. Однако военным не понравилась главная башня танка. Нарекания вызвала вертикальная схема расположения пушек, что порождало массу проблем с заряжанием, исключая нормальную эксплуатацию орудий. Кроме того, были претензии к бортовым люкам, открывавшимся назад и не защищавшим экипаж с передней полусферы. И, наконец, башня оказалась дорогой и сложной в производстве.

Разработать новую башню поручили фирме «Крупп». Инженеры «Рейнметалла» предложили переделать башню и усилить вооружение, оснастив танк 105-мм гаубицей. По ряду данных, 105-мм пушки были в итоге установлены, хотя сохранившиеся фотографии позволяют усомниться в этом. В 1935 году «Рейнметалл» закончил постройку трёх корпусов, а «Крупп» собрал три новых башни. Новая башня из плоских листов была проще по конструкции, пушки размещались рядом, шаровая установка пулемёта — в лобовом листе. Готовые танки были направлены на испытания.

Neubaufahrzeug представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки со смешанным вооружением и противопульным бронированием. Боевая масса машины составляла 23,41 т, экипаж насчитывал 7 человек (командир, наводчик, заряжающий, два стрелка в пулемётных башнях, механик-водитель и радист). Длина танка составляла 6650 мм, ширина — 2900 мм, высота — 2650 мм.