Northrop F-5


Нортроп Ф-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II (англ. Northrop F-5 Freedom Fighter/Tiger II)[3] — американский лёгкий многоцелевой истребитель 1970-х годов производства компании «Northrop Corporation».

Модифицированная версия самолёта производилась по лицензии канадской компанией «Canadair» под обозначением «CF-116».

Разработан в начале 1960-х годов[4], на основе созданного в конце 1950-х Нортроп T-38 «Тэлон», учебного двухместного сверхзвукового реактивного самолёта.

Самолёт предназначался в основном для экспорта в страны, получавшие американскую военную помощь. В разное время состоял на вооружении многих стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, став одним из наиболее распространённых боевых самолётов в мире. Выпуск истребителя прекратился в 1987 году. Всего было произведено более 2000 единиц. В ВВС США истребители списаны в 1990 году.

Первые случаи боевого применения F-5 произошли во время войны во Вьетнаме. 23 октября 1965 года подразделение, вооружённое ими, перелетело через Тихий океан, с двумя дозаправками в полёте от топливозаправщика КС-135 на базу Бьенхоа в Южном Вьетнаме. Через пять часов после прибытия эскадрильи был совершён её первый боевой вылет. F-5C интенсивно использовались для сопровождения штурмовиков, разведывательных полётов, ударных операций над Вьетнамом в течение четырёх месяцев. Был потерян один F-5, сбитый в декабре из стрелкового оружия. Ещё два самолёта получили попадания ракетами ПЗРК «Стрела» в двигатели, но смогли вернуться на базу. Позже американцы продолжили испытания новых самолётов, к 1967 году было потеряно девять американских F-5.

Изначально правительство США запрещало поставлять F-5 Южному Вьетнаму по причине того что у южновьетнамцев авиация имела очень высокий уровень аварийности. Позже юг для борьбы с Вьетконгом получил 120 F-5A/B и RF-5A и не менее 118 F-5Е. Также есть информация что уцелевших 11 F-5C которые использовали сами американцы, также были оставлены южанам[6]. То есть всего было ими было получено около 250 машин данного типа.