Paléographie musicale


Музыкальная палеография (фр. Paléographie musicale, сокращённо PM, также PalMus; подзаголовок: Les principaux ms. de chant grégorien, ambrosien, mozarabe, gallican, publiés en facsimiles phototypiques par les Bénédictins de Solesmes) — фундаментальная серия факсимильных изданий нотированных рукописей церковной монодии католиков (лат. cantus planus, фр. chant), преимущественно эпохи Средних веков.

Издатель серии «Музыкальная палеография» — бенедиктинское Солемское аббатство во Франции (за исключением тт. I,18–20, которые были выпущены издательством Peter Lang в Берне). Главными редакторами «Музыкальной палеографии» были монахи-бенедиктинцы: с 1888 по 1930 гг. Андре Моккеро́ (Mocquereau; 1849–1930), с 1930 по 1972 гг. — Жозеф Гайя́р (Gajard; 1885–1972); в серийных выпусках последующих лет главный редактор не обозначен. Основной массив издания составили 23 тома так называемой Первой серии; в рамках Второй серии вышло два тома. Помимо факсимильно воспроизведённых старинных рукописей в «Музыкальную палеографию» также вошли (выборочные) транскрипции cantus planus в классическую пятилинейную нотацию, а также (часто весьма обширные) статьи по литургике и нотации cantus planus, научные комментарии. Среди авторов статей — Моккеро, М.Югло, Ж.Фроже (Froger), Т.Ф.Келли (Kelly), К.Ливлянич (Livljanić) и др.

Рукописи для публикации палеографы заимствовали из различных (не только французских) кодексов монастырских и государственных библиотек Европы, среди которых швейцарские Библиотека монастыря св. Галла и библиотека Айнзидельнского аббатства, британские библиотеки Вустерского кафедрального собора[en] и Британского музея, французские Национальная библиотека, университета Монпелье («Медицинской школы»), шартрская и ланская, итальянские Biblioteca Angelica (Рим), капитулярные Лукки и Беневента, Ватиканская (апостольская) библиотека и другие.