Peugeot


Peugeot (МФА (фр.): [pø.ʒo]; произношение названия близко к «пёжо́», однако в русском языке закрепилась транскрипция «пежо́») — французский производитель автомобилей, с 1976 года входил в группу PSA Peugeot Citroën, а с 2021 года принадлежит корпорации Stellantis.

Семья Пежо родом из города Валантинье[англ.] (коммуна Монбельяр, Франш-Конте, Франция). Уже в XVIII веке они были успешными предпринимателям, владевшим текстильной фабрикой. В начале XIX века Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо разработали метод получения холоднокатаной пружинной стали[1], и в 1810 году семья начала производства изделий из стали[2]. В 1840 году Пежо запустили производство ручных кофемолок и мельниц для перца и соли[3]. Эмиль Пежо запатентовал изображение льва в качестве торговой марки 20 ноября 1858 года. Компания вышла на рынок кринолиновой одежды, в конструкции которой использовались стальные прутья[4]. За ней последовали каркас для зонтов, лезвия для пил, спицованные колёса и, в конечном счёте, велосипеды[5]. В 1882 году Арман Пежо представил свой пенни-фартинг «Le Grand Bi» и ряд других велосипедов. В России на рубеже XIX—XX веков компания была известна как производитель столярного инструмента: стамесок, рубанков, сверл и коловоротов. Инструменты эти стоили достаточно дорого: так, простой рубанок Peugeot стоил в 1901 году 1 рубль 97 копеек, что было сопоставимо со стоимостью коровы[6].

Арман Пежо рано начал интересоваться автомобилем. Первая машина Пежо (трёхколёсный паровой автомобиль, спроектированный Леоном Серполле) была готова в 1889 году; собрали лишь четыре штуки[3]. Паровая машина была тяжёлой и громоздкой и требовала долговременного прогрева. В 1890 году, после встречи с Готтлибом Даймлером и Эмилем Левассором, в следующей модели паровую машину заменили на бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который построил Panhard по лицензии Даймлера. Автомобиль был четырёхколёсным и сложнее, чем многие его современники, имел трёхопорную подвеску и скользящую передачу[7].

В 1892 году собрали 29 автомобилей, 40 в 1894-м, 72 в 1895-м, 156 в 1898-м и ровно триста в 1899 году[3]. Этим ранним моделям давали названия «type» и число по порядку, например, type 12, начиная с 1895 года. Пежо были также пионерами в моторных гонках, приняв участие в 1894 году в одной из первых гонок в истории «Paris-Rouen Rally». Однако, автомобиль всё ещё сильно смахивал на безлошадные повозки по внешнему виду и управлялся румпелем.

В 1896 году Пежо начали собственное производство двигателей. Спроектированный Ригуло, первый мотор имел 8 л. с. и располагался сзади у type 15[8]. Он также послужил основанием для почти точной копии, произведённой компанией Rochet-Schneider[8]. Последовали дальнейшие усовершенствования: двигатель переместился вперёд (на type 48) и вскоре оказался под капотом (кожухом) в передней части автомобиля; на type 36 появился руль; автомобили начали больше походить на современную машину.