Potez 630


Потэ 630/631/633/637/63.11 (фр. Potez 630/631/633/637/63.11) — семейство французских цельнометаллических двухмоторных самолётов Второй мировой войны.

Прототип разработан в конструкторском бюро компании «Аэроплан Анри Поте» под руководством Луи Королье (фр. Louis Coroller). Первый полёт опытный самолёт 630.01 совершил 25 апреля 1936 года в Мельте. Серийно производился на заводах компании SNCAN в городах Мельта, Кодбек-ан-Ко, Гавр, Ле-Мюро и Эвр с января 1938 года по июнь 1941-го. Всего изготовлено более 1275 самолётов. Самым массовым стал вариант 63.11, построенный в количестве 723 экземпляров.

На вооружение ВВС Франции истребительная модификация 631 поступила в сентябре 1938 года, бомбардировщики 633 — в июне 1939, разведчики 637 и штурмовики 63.11 летом — осенью 1939 года. Также бомбардировочная модификация стояла на вооружении ВВС Румынии с декабря 1938 года и ВВС Греции — с мая 1939 года. В октябре 1941 года часть захваченных немцами самолётов модификации 63.11 были переданы в ВВС Румынии. Первыми с октября по ноябрь 1940 года в боевых действиях приняли участие греческие бомбардировщики при отражении наступления итальянских войск в Албании. В боевых действиях французские самолёты использовались в Битве за Францию с мая по июнь 1940 года. В январе 1941 бомбардировщики ВВС Франции применялись против войск Таиланда в Камбодже. В ноябре 1942 года самолёты 63.11 правительства Виши противодействовали высадке союзников на побережье Северной Африки, тогда же французские ночные истребители использовались против немцев. Румынские бомбардировщики участвовали в боях на Восточном фронте в Бессарабии и в районе Одессы с июня по ноябрь 1941 года, разведчики-штурмовики 63.11 использовались на Восточном фронте в 1942—1943 годах. В Германии и Италии захваченные самолёты 63.11 использовались только как учебные.

В январе 1938 года ВВС Греции заказали 24 бомбардировщика Potez 633 B2 Grec со сроком поставки в один год. Однако отправлены были лишь 13, а остальные 11 были реквизированы с началом войны. Из 13 прибывших в Грецию, один уничтожен в Танагре во время доставки. Все греческие машины, за вычетом одного фоторазведчика, были в варианте бомбардировщика. Среди установленного на них оборудования были винты регулируемого шага (с гидравлическим приводом), радиооборудование типа FR, перископический бомбовый прицел, прицел OPL 36 для стрелка и держатели GPU для 4 или 2 бомб. Эти самолёты принимали участие в операциях 1940—1941 годов в составе 31-й бомбардировочной эскадрильи, но были оставлены из-за отсутствия запчастей.