Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp


Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp — американский поршневой двухрядный звездообразный 14-цилиндровый авиадвигатель воздушного охлаждения, выпускавшийся начиная с 1932 года. Цифра 1830 в наименовании означает рабочий объём в кубических дюймах.

В 1929 году компания Pratt & Whitney приступила к разработке двухрядных моторов. Тремя годам позже был начат серийный выпуск модели R-1830. Диаметр его цилиндров и рабочий ход поршня составляли 5,5 дюйма (140 мм).

Этот двигатель применялся в качестве силовой установки наиболее массово выпускавшегося четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator и двухмоторного транспортного Douglas DC-3, двух самых массовых самолетов. Всего было выпущено 173 618 экземпляров R-1830[2], что, в свою очередь, делает его самым массовым авиационным двигателем в истории.

R-1830 должен был производиться по лицензии во Франции по результатом подписанного в 1937 году Пьером Котом соглашения, но, вплоть до поражения страны в ходе кампании 1940 года, к выпуску так и не приступили[3].

Швеция получала Twin Wasp вместе с импортируемыми истребителями Северского (имевшими в местных ВВС обозначение J 9); также в начале 40-х у компании Vultee были заказаны 144 Vultee P-66 Vanguard (J 10), которые не поставлялись из-за объявленного эмбарго. Кроме того, намечались закупки R-1830-SC3-G (TWC-3) для будущих самолётов шведской постройки, таких как Saab P8 и P9. С началом действия эмбарго, компании Svenska Flygmotor AB (ныне Volvo Aero) было поручено скопировать двигатель TWC-3 без покупки лицензии, так как стране не хватало военной техники и моторов к ней. Для снятия копии были использованы двигатели, проходившие испытания в Швеции, в том числе с J9. В ходе разработки, в конструкцию пришлось внести несколько сотен изменений, и в итоге копия оказалась лучше оригинала. В 1943 году SFA получила заказ от ВВС на 567 двигателей. Поскольку получившийся образец отличался от оригинала, он был назван STWC-3, ("S" — Sverige, Швеция).

STWC-3 устанавливался на B17A, B18A и J22 ВВС Швеции, а также применялся на финских VL Myrsky I - II. В конце войны для увеличения мощности его пытались переделать под 100-октановое топливо, при использовании которого двигатель мог выдавать до 1200 л.с. Модифицированный вариант планировалось использовать на пассажирском Saab 90 Scandia, но к тому моменту двигатель уже устарел.