RIM-116 Rolling Airframe Missile


RAM ([ræm] — «таран», бэкроним от Rolling Airframe Missile, американский войсковой индекс — RIM-116) — корабельный зенитно-ракетный комплекс непосредственной защиты корабля.

Разработка комплекса «Рэм» велась на основе результатов выполнения программы НИОКР по защите кораблей от противокорабельных ракет (англ. Anti-Ship Missile Defense, сокр. ASMD). С 1979 года комплекс разрабатывался совместными усилиями фирм США (основной объём работы), ФРГ и Дании. Генеральным подрядчиком выступала корпорация General Dynamics. В работе над комплексом, помимо генподрядчика были задействованы следующие крупные субподрядчики: Bodenseewerk Gerätetechnik (системный анализ), General Electric Ordnance Systems, MBB, Diehl[de], VFW[en], AEG-Telefunken, Bermite Powder Company, Brunswick Corporation[en] и Hoesch Rothe Erde, в задачу которых входила адаптация комплекса для национальных флотов. 3 августа 1987 года Министр обороны США Каспар Уайнбергер и Министр обороны ФРГ Манфред Вёрнер подписали меморандум о взаимопонимании, который оговаривал вопросы международного сотрудничества в ходе опытно-конструкторских работ и испытаний перспективного комплекса[1]. Для испытаний на заводах General Dynamics была изготовлена опытная партия в количестве 54 ракет, из которых 37 предназначались для отстрела заводскими испытателями, а 17 для распределения заказчикам; полигонные стрельбовые испытания были назначены на январь—февраль 1981 года. Для флотских испытаний сторонами-заказчиками был размещён дополнительный заказ на 71 ракету, из которых 25 предназначались для отстрела с борта американских кораблей, 46 — с западногерманских[2].

При разработке конструкции ракеты «Рэм» были использованы инфракрасная головка самонаведения от ракеты ПЗРК «Стингер», а ракетный двигатель, боевая часть и взрыватель от авиационной ракеты «Сайдуайндер».[1] Испытания указанных средств проходили в начале 1980-х годов в США. По итогам испытаний была осуществлена доработка ИК ГСН[2].

Исходная система наведения ракеты в полёте не отличается от принципа, реализованного в ракете «Стингер», с учётом особенностей корабельных ЗРК, — так как стрелок-зенитчик, вооружённый ПЗРК «Стингер», не нуждается в радиолокационных средствах и осуществляет наведение комплекса на цель визуально, — для обнаружения целей и наведения ракет с борта корабля-носителя применяются двух- и трёхкоординатная радиолокационные станции. После пуска в действие вступают автопилот и двухрежимная головка самонаведения: 1) двухчастотный интерферометр, который ориентируется на излучение ГСН подлетающей ПКР, для наведения на маршевом участке траектории полёта и 2) приёмник инфракрасного излучения для наведения на любом участке траектории полёта (включая терминальный), обеспечивающий дополнительную надёжность захвата и сопровождения цели в полёте в случае сбоя в работе интерферометра и дублирующий его[2].