SMS Leipzig (1905)


Корабль его величества «Лейпциг» (нем. SMS Leipzig)[~ 1] — шестой корабль в серии из семи крейсеров типа «Бремен» флота Германской империи (Кайзерлихмарине), назван в честь г. Лейпциг. Построен на верфи AG Weser в г. Бремен. Корпус был заложен в 1904 году, спущен на воду в марте 1905 года. В апреле 1906 года вошёл в состав флота. Был вооружён главной батареей из десяти 105 мм орудий и двумя 450-мм торпедными аппаратами. Мог развивать скорость в 22,5 узла (41,7 км/ч).

«Лейпциг» проходил службу на заморских базах, с началом первой мировой войны в августе 1914 года он крейсировал у побережья Мексики. Присоединившись снова к восточноазиатской эскадре он проследовал в южноамериканские воды, где участвовал в битве при Коронеле, в ходе которой германская эскадра накрыла и потопила пару британских броненосных крейсеров. Месяц спустя «Лейпциг» принял участие в Фолклендской битве, в ходе которой восточноазиатская эскадра была почти полостью уничтожена. Британские крейсера HMS Glasgow и HMS Kent догнали и потопили «Лейпциг», большая часть его экипажа погибла в бою, выжило только 18 человек.

«Лейпциг» был заложен по контракту «N»[~ 2], корпус был заложен на верфи AG Weser в г. Бремен в 1904 году, спущен на воду 21 марта 1905 года, после чего начались работы по достройке корабля. 20 апреля 1906 года корабль вошёл в состав Гохзеефлотте[1] . Был 111,1 м длиной, 13,3 м шириной, имел осадку в 5,61 м, водоизмещение в 3816 т при полной боевой загрузке[2]. Двигательная установка состояла из двух паровых машин тройного расширения, индикаторная мощность составляла 10 тыс. лошадиных сил (7500 кВт), корабль развивал скорость в 22 узла (41 км/ч). Пар для машины образовывался в десяти водотрубных паровых котлов военно-морского типа, топливом для которых служил уголь. Крейсер мог нести 860 тонн угля, что обеспечивало дальность плавания в 4690 морских миль (8690 км) на скорости в 12 узлов (19 км/ч). Экипаж крейсера состоял из 14 офицеров и 274—287 матросов[3].

Вооружение крейсера составляли десять 105 мм скорострельных орудий системы SK L/40 на одиночных опорах, Два орудия были размещены рядом на носу, шесть вдоль бортов по три на каждом борту и два бок о бок на корме. Орудия имели прицельную дальность в 12 200 м. Общий боезапас оставлял 1500 выстрелов, по 150 снарядов на орудие. Помимо артиллерийского вооружения крейсер нёс два 450-мм подводных торпедных аппарата с боезапасом по пять торпед на аппарат. Аппараты были установлены в корпусе судна по бортам под водой. Крейсер также мог нести пятьдесят морских мин[4]. Корабль был защищён бронированной палубой толщиной до 80 мм. Толщина стен рубки составляла 100 мм, орудия были защищены тонкими щитами 50 мм толщины[2].