SMS Möwe (1914)


SMS Möwe (нем. Möwe — чайка) — германский вспомогательный крейсер времён Первой мировой войны, успешно действовавший в качестве рейдера против торгового судоходства стран Антанты. На минах, выставленных крейсером, подорвался и затонул устаревший британский линкор HMS King Edward VII. Один из пароходов, потопленных рейдером, унёс на дно груз ископаемых остатков коритозавра, возраст которых оценивается в 75 миллионов лет.

Построен в 1914 году на немецкой верфи Tecklenborg в Бремерхафене как банановоз Pungo (4788 брт) для Afrikanische Fruchtkompanie. Совершал рейсы из германской колонии Камерун в метрополию. В 1915 году реквизирован флотом.

21 сентября 1915 года[1] германский морской офицер Николаус цу Дона-Шлодин получил приказ найти подходящее судно и переоборудовать его во вспомогательный крейсер, способный также действовать в качестве минного заградителя.

Выбор пал на Pungo, получивший новое имя SMS Möwe. Корабль вооружили четырьмя 150-мм и одним 105-мм орудиями, двумя 500-мм торпедными аппаратами. Кроме того, на борт были погружены 500 морских мин[1]. Командиром корабля стал всё тот же Дона-Шлодин.

Первоначальной задачей вспомогательного крейсера была постановка минных заграждений, и только после её выполнения Дона-Шлодин мог заняться рейдерскими операциями.

29 декабря 1915 года Möwe отправился в первый поход, главной целью которого была постановка мин в проливе Пентленд-Ферт, отделяющим Оркнейские острова от основной части Шотландии, вблизи Скапа-Флоу — главной базы британского Home Fleet. Минное поле было выставлено в суровых условиях, однако труды не пропали даром — 6 января 1916 года на нём подорвался и затонул устаревший линкор HMS King Edward VII. Завершив установку мин, Möwe направился вдоль западного побережья Ирландии в сторону Франции. В эстуарии Жиронды было выставлено второе минное поле, на котором впоследствии подорвались два судна.