Skunk Works


Lockheed Martin Skunk Works, «Локхид Мартин Сканк уоркс» — дочерняя компания авиастроительной корпорации Lockheed Martin, которая занимается секретными разработками.

В 1943 году Lockheed Corporation по заданию правительства США создала подразделение Advanced Development Projects (ADP, «Развитие передовых проектов») для разработки реактивного истребителя на основе двигателя британской компании De Havilland. Возглавил подразделение Кларенс Джонсон, по прозвищу «Келли» Джонсон, оно разместилось близ города Бербанк (Калифорния). Результатом работы предприятия стал самолёт Lockheed F-80 Shooting Star, принятый на вооружение в 1945 году[1].

В послевоенные годы ADP осталось ведущим разработчиком военных самолётов в США. Подразделением были спроектированы такие модели, как F-104 Starfighter (первый самолёт, скорость которого вдвое превышала скорость звука, 1954 год), U-2 (первый специализированный разведывательный самолёт, способен лететь на высоте более 20 тыс. метров, 1955 год), SR-71 Blackbird (со скоростью втрое больше скорости звука, 1964 год)[1].

В 1977 году был собран прототип самолёта, малозаметного для радаров (стелс-технология); первой серийной моделью с такой технологией стал F-117 Nighthawk, выпускавшийся с 1981 года. В 1991 году подразделение ADP было реорганизовано в дочернюю компанию Lockheed Corporation, а после слияния корпорации в 1995 году с Martin Marietta стало называться Lockheed Martin Skunk Works[1].

Наиболее крупным проектом предприятия в 2000-х годах стал многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning, самый дорогой проект в истории Министерства обороны США. В 2016 году начались работы над X-59 QueSST, бесшумным сверхзвуковым самолётом (один из немногих незасекреченных проектов). Также ведётся работа над гиперзвуковых оружием, в частности AGM-183[2]. В 2020 году начались испытания беспилотного летательного аппарата Speed Racer[3].