Lockheed Martin X-59 QueSST


Lockheed Martin X-59 QueSST («Quiet Supersonic Transport», «Бесшумный сверхзвуковой транспорт») — американский экспериментальный сверхзвуковой самолёт, разрабатываемый в Skunk Works по программе НАСА Low-Boom Flight Demonstrator[1]. Предварительное проектирование началось в феврале 2016 года, передача Х-59 НАСА запланирована на конец 2021 года, лётные испытания с 2023 года.

Ожидается, что X-59 QueSST будет совершать крейсерский полёт со скоростью М = 1,42 (1510 км/ч), на высоте 17 км, создавая низкий уровень звукового давления на уровне 75 воспринимаемых децибел. Экспериментальный аппарат предназначен для оценки приемлемости сверхзвукового пассажирского транспорта.

В феврале 2016 года компания Lockheed Martin получила предварительный контракт НАСА на разработку сверхзвукового самолёта с началом лётных испытаний в период до 2020 года[2]. Модель должна была пройти испытания в аэродинамической трубе в диапазоне чисел Маха от 0,3 до 1,6 в период с февраля по апрель 2017 года. Планировалось завершение предварительного анализа проекта к июню 2017 года[3]. Несмотря на то, что НАСА получила три проектных предложения на свой запрос от августа 2017 года, Lockheed оставался единственным участником торгов.

2 апреля 2018 года НАСА заключило с Lockheed Martin контракт стоимостью 247,5 млн долларов на разработку, изготовление и поставку в конце 2021 года самолёта с низкой ударной звуковой волной. 26 июня 2018 ВВС США сообщили НАСА, о присвоении демонстрационному образцу обозначения X-59 QueSST[4][5]. К октябрю НАСА на авиабазе Лэнгли завершило трёхнедельные испытания в аэродинамической трубе модели в масштабе 8 % при высоких углах атаки до 50° и 88° на малой скорости, по сравнению с 13° в предыдущих сериях аэродинамических испытаний. Испытания проводились для определения статической устойчивости, возможности управления, оценки динамических вынужденных колебаний с визуализацией воздушных потоков лазерной подсветкой, служащих для расширения ранее выполненных экспериментальных и вычислительных прогнозов.

В мае 2019 года основные элементы конструкции были переданы на сборку[6]. Построен[кто?] отделением Skunk Works на заводе ВВС США 42 в Палмдейле, штат Калифорния.

В ноябре 2021 года Локхид объявила о завершении сборки в Палмдейле. Транспортировка в Форт-Уэрт, штат Техас, состоялась в декабре 2021 года[7]. Первый полёт по данным Грега Ульмера, исполнительного вице-президента Lockheed Aeronautics, был запланирован на 2022 год[8].