Sola fide


Sola fide («только верою») — протестантская теологическая доктрина, один из основных столпов Реформации[1], гласящий, что спасение людей происходит «только верой» независимо от дел закона. Принцип сформирован в связи с критикой католической практики индульгенций, согласно которому спасение может прийти от сверхдолжных заслуг святых.

В Аугсбургском исповедании лютеранской церкви принципу Sola fide посвящён 4 артикул («Об оправдании»), а в 6 артикуле авторство вероучительной формулы приписано Амвросию Медиоланскому. В Шмалькальденских артикулах принцип Sola fide назван самым главным артикулом об искуплении «одна лишь вера оправдывает нас» (Ч.2:1)

В Гейдельбергском катехизисе реформатских церквей принципу Sola fide посвящён 61 артикул: «искупительной жертвой (Genugtuung), правосудием (Gerechtigkeit) и святостью (Heiligkeit) Христа я оправдан перед Богом. И только верою могу их принять и сделать своими».

На практике принцип приводил к отрицанию свободы воли у человека (монергизм) в деле спасения и даже (в случае кальвинистов) к идее двойного предопределения. Католицизм и православие утверждают синергизм как совместное участие воли человека и воли Бога в деле спасения. Следует отметить, что по мнению протестантского историка церкви и богослова Ф.Шаффа, существуют разные виды синергизма. Так, в синергизме Меланхтона "человеческая деятельность подчинена божественной, а благодати приписывается инициатива в деле обращения"[2]. Синергизм же католицизма и православия Ф.Шафф характеризует как "полупелагианство".

В 1999 году католики и лютеране (ВЛФ) подписали компромиссную Совместную декларацию о доктрине оправдания, утвердившую формулу «добрыми делами посредством веры».