Пять основ протестантского богословия


Пять основ протестантского богословия («пять только», доктрины протестантизма) (лат. Quinque sola — «пять только») — основные принципы протестантской теологии, которые на латыни выражаются в форме фраз: Sola scriptura («только Писанием»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»).

Круг базовых для протестантизма взглядов сложился в эпоху Реформации и включил в себя такие понятия, как оправдание верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, природная греховность человека и возможность спасения только по благодати Бога[1].

Большая часть основных доктрин классического протестантизма представлена в виде принципа «Пять только» — 5 латинских тезисов, появившихся во время Реформации и являющихся её богословским итогом в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени. «Пять только» ясно сформулировали 5 фундаментальных догм Реформации, основных принципов, которые реформисты считали необходимыми для христианской жизни и практики.

Наряду с принципом всеобщего священства, принципы Quinque sola являются основой богословия современного классического протестантизма.

Sola scriptura — доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Бога, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым. Эта доктрина послужила причиной отказа от таких традиций в христианстве, которые противоречат букве и духу Библии или не имеют чёткого подтверждения в Священном Писании. Кальвинисты зашли дальше в неприятии старых традиций, чем лютеране или англикане, но все они едины в отрицании авторитета папы, спасения за добрые дела, индульгенций, почитании Девы Марии, святых, мощей, таинств (кроме крещения и евхаристии), чистилища, молитвы за умерших, обета безбрачия духовенства, монашеской системы и использования латинского языка в богослужении. Эту доктрину иногда называют «формальным принципом Реформации», так как она является источником и основой принципа Sola fide.

Прилагательное sola и существительное scriptura стоят в творительном, а не в именительном падеже, чтобы показать, что Библия не сама по себе, а является инструментом Бога, с помощью которого Он приходит к человеку.