Аугсбургское исповедание


А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном при участии Георга Спалатина и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных ответил Константинопольский патриарх Иеремия II[1].

Аугсбургское исповедание состоит из 28 вероучительных положений (статей, артикулов). Разногласия с католическим учением выражены весьма осторожно, поскольку Меланхтон по характеру очень мягок и дипломатичен, а Лютер ещё лелеет надежду, что император созовёт Вселенский собор.

Впоследствии, в латинском издании 1540 года, Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, отчего получилось две редакции Аугсбургского исповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское.

Конфессиональные лютеране, подчёркивая своё несогласие с пост-протестантами, часто подчёркивают, что придерживаются артикулов веры так, как они изложены «в неизменном (или подлинном)» Аугсбургском исповедании.

31 октября 1999 года в том же Аугсбурге глава Ватиканского Совета Единства кардинал Эдуард Кассиди и президент Всемирной Лютеранской Федерации епископ Христиан Краузе подписали «Совместную декларацию о доктрине оправдания»[2]. Мировая общественность восприняла этот акт как примирение между католиками и лютеранами. На самом же деле текст документа не даёт оснований для подобных выводов. Договаривающиеся стороны заявили: «Мы совместно признаём, что будем приняты Богом исключительно из милости, по вере во Христа Спасителя, а никак не вследствие личных заслуг». Авторы документа вводят в оборот понятие «дифференцированного консенсуса», позволяющего каждой стороне, используя схоластическую риторику, оставаться при своём мнении. Более двухсот католических епископов и богословов выступили против подписания совместного заявления как именно «профанации принципов Церкви в угоду сиюминутной мирской политике». Конфессиональные лютеране не менее скептично относятся к этому событию, особенно в контексте того, что следующий год был объявлен Папой «годом индульгенций».