Иеремия II (патриарх Константинопольский)


Патриарх Иереми́я II Трано́с (греч. Πατριάρχης Ιερεμίας Β΄ Τρανός; 15301595) — Константинопольский патриарх в 15721579, 15801584 и 15871595 годах. Учредил патриаршество Русской церкви в 1589 году.

В русской истории Иеремия известен, прежде всего, как учредитель патриаршества в Москве в 1589 году. Учреждение патриаршей кафедры легализовывало де-факто автокефальный статус Русской церкви в пределах Русского царства (в её юрисдикцию не входили западнорусские епархии, которые оставались в ведении митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, подчинённого Константинопольскому патриархату).

Родился в Анхи́але (сейчас Поморие, Болгария) в знатной греческой семье Транос, связанной с родом Кантакузенов.

Взошёл на константинопольскую кафедру в 1572 году, после Митрофана III, низложенного вследствие конфликта с архонтом Михаилом Кантакузином и склонности к униатству. За отношения с папой в 1585 году был сослан на остров Родос. Тюбингенские учёные прислали ему экземпляр Аугсбургского исповедания, в греческом переводе; патриарх в ответном послании 1576 года подробно изложил, в чём он не согласен с протестантами. Тогда патриарху послан был греческий перевод «Compendium theologicum» видного реформатского богослова Иакова Геербранда. Сближения, однако, не последовало, так как Иеремия заявил, что его первые возражения остались неопровергнутыми. В Западной Европе эта переписка вызвала оживлённую полемику между протестантами и католиками. Герцог вюртембергский издал переписку тюбингенских богословов под заглавием: «Acta et Scripta theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopoli» (Виттенберг, 1584).

В 1583 году Римский папа Григорий XIII послал Иеремии письмо, в котором предлагал принять новый календарь и на его основании новую пасхалию. В ответ патриарх Иеремия собрал большой поместный Константинопольский собор в 1583 году, 20 ноября, на который пригласил патриарха Александрийского Сильвестра и патриарха Иерусалимского Софрония IV, на этом соборе греческие иерархи подписали документ «Сингилион» (Σιγγίλιον), в котором не только вновь осудили и анафематствовали католические догматы и обычаи: Филиокве; причащение мирян только Телом Христовым и не причащение мирян Кровью Христовою; служение литургии на опресноках; учение о том, что Христос будет судить только души во втором пришествии без тела; учение о чистилище; главенство папы Римского и индульгенцию; но и анафематствовали всех тех, кто примет григорианскую пасхалию и григорианский календарь. В этом же документе иерархи призвали всех православных твёрдо стоять за православную веру, до пролития крови и до смерти, сохраняя догматы и каноны Православия и не принимая вышеназванные католические догматы и обычаи[5][6]. В 1587 году собор из вышеназванных лиц подтвердил строжайший запрет, под страхом анафемы, на изменение православных календаря и пасхалии.